Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Человеческое Мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с Речью.
Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко
и ясно она выражена и словах. И взрослые, и дети часто испытывают
трудности в процессе решения задач, пока не сформулируют свои
рассуждения вслух. Думанье вслух облегчает задачу. Создавая речевую
форму, формируется само Мышление. Речь и Мышление связаны словесными
соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой
Мышления: грамматика выражает структуру Речи, логика – структуру
Мышления. Выготский: Мышление и Речь имеют разные корни. В течение
длительного времени (филогенез, онтогенез) развиваются независимо. У
детей на ранних этапах развития (1-3 года) Речь не связана с Мышлением. В
это время у детей имеется наглядно-действенное Мышление, не связанное с
Речью. Процесс соединения Мышления с Речью начинается примерно с 3-х
лет и внешним выражением этого процесса является появление у детей
эгоцентричной Речи. На базе эгоцентричной Речи начинает формироваться
внутренняя Речь – процесс синтеза Мышления и Речи (словесно-логическое
Мышление). ( сначала речь выступает как средство коммуникации, а затем
2-я функция открытая Выготским, внутренняя речь как средство Мышления –
формирование понятий). 1) Речь и Мышление связаны между собой; 2)
ведущим является Мышление. Формирование понятий: Выготский и Сахаров
впервые исследовали образование понятий. Развитие понятия состоит в
изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы
применения данного понятия. Образование понятий у индивида своими
корнями уходит в глубокое детство. Выготтский и Сахаров установили ряд
стадий, через которые проходит образование понятий у детей. Методика
«двойной стимуляции». 1. Стадия синкретического Мышления (определение
предметов в группе на случайной основе). Эта стадия распадается на три
этапа: а) выбор и объединение предметов наугад; б) выбор на основе
пространственного расположения предметов; в) приведение к одному
значению всех, ранее объединенных предметов. 2. Стадия комплексного
Мышления (старший дошкольник). Формирование понятий-комплексов на основе
некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: –
ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное
основание для отнесения предметов к одному классу); – коллекционный
(дополняют и объединяют предметы на основе какого-либо признака); –
ценной (переход в объединение от одного признака к др так, что одни
предметы объединяются на основании одних, а др – совершенно иных
признаков, причем все они входят в одну и ту же гр);3. Стадия псевдо
понятий – псевдопонятие (младший школьник) объединяют на основе
существенных признаков, но словами определить понятие не могут. 4.
Стадия настоящих понятий (с подросткового возраста). Здесь
предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем
интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, к кот
они принадлежат – стадия потенциальных понятий; ребенок выделяет группу
предметов по одному cyщественному признаку – стадия истинных понятий.
Виды понятий: 1. Конкретные понятия – это понятие, в котором мыслится
предмет, их содержание можно мысленно визуально представить и они тесно
связаны с представлениями. 2. Абстрактные понятия (научные), в которых
мыслятся свойства предметов или отношение между ними. И содержание этих
понятий человек мысленно конкретизировать не может. В силу того, что
очень высокий уровень абстрагирования и в этих понятиях отсутствуют
чувственные элементы.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2817
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|