Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Мышление – наиболее сложный обобщенный психический
процесс, отражениемя внутренних логических взаимодействий предметов и
явлений. Сущностью человеческого мышления является восстановление
всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений,
понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного
класса явлений. Мышление неразрывно с чувственным опытом окружающего
мира. Мышление позволяет получать ответы на вопросы, которые нельзя
разрешить непосредственно чувственным отражением. (существует 2 способа
познания мира: чувственный (восприятия) и абстрактное (мышление).
Механизмом мышления
(его материальной оболочкой) является скрытая беззвучная внутренняя
речь. Орудием мышления является значение слова. Язык выступает как
средство абстрагирования, средством хранения и по своей сути является
системой понятий. Мышление социально обусловлено. В процессе филогенеза
мышление переплеталось с орудийной деятельностью человека, человек
мыслил, действуя практически. Постепенно из практических действий
начинает выделяться самостоятельные умственно мыслительные действия.
Формируется внутренний план сознания и человек учится использовать в
процессе мышления внутренние образы, с развитием речи мышление
приобретает словесную основу – понятийное мышление. В процессе
исторического развития мыслительные действия постепенно начинают
подчиняться определенным логическим правилам. Они повторяются,
проверяются на практике и постепенно закрепляются в создании человека в
виде аксиом.
Закономерности мышления 1.
Проблемность мышления Мышление возникает всегда, в связи с решением
какой-либо проблемы, сама проблема вытекает из проблемной ситуации,
которая представляет собой такие обстоятельства, где человек встречается
с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся у него знаний. В
проблемной ситуации всегда возникают такие цели, для достижения которых
имеющихся средств, способов и знаний оказывается не достаточно.
Проблема выступает как особая разновидность вопроса, ответ на который
не содержится в опыте человека, его теоретических и практических знаний.
2. Соотношение анализа и синтеза, их взаимодействие. Всякий
мыслительный акт, каждая мыслительная операция основана на анализе и
синтезе.
Анализ – это выделение тех сторон
объекта, которые существенны для решения конкретных задач. Это
разделение сложного явления на простые элементы (выявление структуры
объекта) – это отделение существенного от несущественного. Анализ
позволяет ответить на вопрос, какая часть целого обладает определенными
признаками. Результаты анализа объединяются и синтезируются.
Синтез –
это объединение элементов, частей, сторон на основе установления
существенных, в определенном отношении, связей между ними. Человек в
своем процессе познания начинает с первичного синтеза и далее на основе
анализа начинает вторичный синтез и таким путем получает новые знания о
целом объекте. Анализ и синтез постоянно взаимопереходят друг друга и
таким самым обеспечивают глубокое познание объекта. В этом
взаимопереходе могут складываться такие особенности мышления:
селективность, т.е. избирательное выделение одноплановых сторон объекта;
рефлексивность – самоотчет мышления перед самим собой, контроль;
антиципация – предвосхищение возможного выступления новых событий
предвидение возможных результатов, действий. 3. Обобщенность мышления
Процесс мышления осуществляется с целью познания сторон объекта, с целью
получения нового знания. Существенные свойства всегда являются общими
для данной группы однородных предметов, но не всякое общее свойство
является существенным. Общение – это основа, в которое закреплено
понятие. При решении отдельных конкретных задач человек применяет
обобщенные знания и общие правила. В процессе мышления единичное,
всегда рассматривается как конкретное выражение общего.
Виды мышления.
Существуют различные классификации, которые выделяются по разным
критериям. По критерию развития или по форме мышление подразделяется:
на наглядно-действенное (сенсомоторное); наглядно-образное (с помощью
образов); абстрактно-логическое (понятийное); наглядно-действенное -
процесс решения задачи с помощью действий. По характеру решаемых задач:
Теоретическое; Практическое. По критерию развернутости: Дискурсивное –
рассудочное; Интуитивное. По степени оригинальности и новизны выделяют:
репродуктивное (воссоздающее); продуктивное (творческое).
Структура Мышления:
мотив-цель и условия (т.е. задача)-анализ условий-формирование гипотез,
их оценка, выбор одной и принятие решения. Однако, может быть и инсайт.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2887
| Рейтинг: 1.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|