Эмоции – это особый
класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и
мотивами человека и отражение в форме непосредственных субъективных
переживаний, значимо действующих на человека объектов и явлений. Эмоции
возникли в процессе эволюции как средство, позволившее живым организмам
определять биологическую значимость состояния самого организма и внешних
воздействий. Таким образом, эмоции по своему происхождению представляют
собой форму видового опыта, т.е. ориентируясь на них, человек совершает
необходимые действия (избегание опасности, продолжение рода),
целесообразность которых может оставаться для него скрытой. Существовали
различные концепции возникновения эмоций.
В.Вундт
считал, что в психике человека можно выделить около 50 тыс. ощущений, а
чувств можно выделить еще больше. При этом он полагал, что можно
выделить 6 главных компонентов чувственного процесса, чувства можно
описать при помощи 3-х основных измерений: удовольствие –
неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разряжение.
Титченер
различал эмоции (радость, заботу, ненависть, настроение, веселость,
беспокойство, удрученность) и сложные чувства (интеллектуальные,
религиозные, эстетические). Известными является биологическая теория
эмоций Анохина и информационная теория Симонова. Отечественные психологи
подчеркивали значимость физиологических механизмов, которые являются
условием возникновения эмоциональных процессов.
Павлов
различал 2 вида эмоциональных процессов, процессы связанные с подкоркой
(собственно эмоции) и процессы, связанные с корой (чувства). В
отечественной психологии считается, что эмоциональные процессы включают в
себя 2 аспекта: 1. Аспект отражения, т.е. эмоции (чувства) являются
специфической формой отражения значения объектов для субъектов. 2.
Аспект отношения, т.е. эмоции (чувства) являются формой активного
отношения человека к миру.
Рубинштейн считал, что
эмоции являются субъективной формой существования потребностей
(мотивов). Это означает, что мотивы могут открываться, представляться
человеку в виде переживаний, которые сигнализируют ему о значимости
объекта и побуждают его к активной деятельности. Эмоции могут возникать
под влиянием внешних воздействий или процессов, которые происходят в
самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс подразделяют
на 3 класса: 1. Факторы, которые могут вызвать эмоцию, вследствие
врожденной чувствительности к ним организма (натуральные или безусловные
раздражители) (сверхсильные звуки, человек может быть неприятным,
негативные реакции, скрип по стеклу). 2. Факторы, которые приобрели
способность вызывать эмоцию, вследствие того, что они стали сигналами
важных для субъекта событий (еда для гурманов значима, на Востоке ритуал
чаепития). 3. Факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию,
вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенном в
опыте информации (познавательную структуру).
Функции эмоций: Функция оценки; Сигнальная; Регулирующая; Функция побуждения; Функция активации; Синтезирующая; Экспрессивная; Смыслообразующая.
- Функция оценки непосредственно в субъективном переживании. Выражается значимость предметов и явлений для человека, для достижения цели и удовлетворения его потребностей. Эмоции являются той системой сигналов (языком) с помощью которых человек познает о значимости происходящего.
- Сигнальная функция выражается в том, что эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.
- Функция побуждения в зависимости от знака оценки происходящего (отрицательная или положительная) действие человека будут направлены либо на достижение цели на овладение необходимым объектом, либо, наоборот, на прекращение неуспешных действий и выбор других действий.
- Функция активации всего организма в целом и нервных центров. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности в ЦНС и отдельных ее структур. Морфологической основой или механизмом эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования (блоки выделил Лурия). Кроме того, эмоциональные состояния влияют на продуктивность деятельности и поведения (перепады в настроении говорят об эмоциональной неустойчивости).
- Регулирующая функция выражается в том, что стойкие эмоции направляют поведение человека, поддерживают его, позволяют преодолевать на пути встречающиеся препятствия.
- Синтезирующая функция, эмоции позволяют соединять синтезировать в единое целое разрозненные, разделенные во времени и пространстве события и факты.
- Экспрессивная (выразительная) функция выражается в том, что эмоции часто сопровождаются органическими изменениями (меняется вегетатика, проявление в изменении мимики, в локализации голоса, побледнение кожи, расширение, сужение зрачков). По всем этим показателям можно достаточно оценить внутреннее эмоциональное состояние человека, его скрытые намерения и желания.
- Смыслообразующая функция. Леонтьев считал, что эмоции «ставят задачу на смысл», т.е. эмоции позволяют определять личностный смысл происходящего для человека. С биологической точки зрения эмоции закреплялись, как своеобразный инструмент, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов.
Форма проявления эмоций:
1. Эмоции проявляются в форме выразительных движений (мимика,
пантомимика, жестикуляция); 2. в форме эмоциональных (экспрессивных)
действий (дама любит отшвыривать вещи). 3. В форме вербальных
высказываний, об эмоциональных переживаниях (признание в любви). 4. В
форме определенного эмоционального отношения к окружающим (чувство
патриотизма).
Классификация видов эмоций:
Критерии по активности: стенические (стен – сила); астенические.
Стенические эмоции – это эмоции активизирующие деятельность поведения,
повышающие их эффективность, мобилизующие организм. Астенические
подавляют продуктивность, деятельность организма. По степени сложности и
происхождению выделяют: собственно эмоции (низшие эмоции); чувства
(высшие эмоции). Собственно эмоции часто связаны с удовлетворением
биологических потребностей.
Чувства, их возникновение связано с
социальными потребностями. Выделяют несколько признаков отличающих
эмоции от чувств. Эмоции носят врожденный характер. Чувства прижизненно
формируемы. Чувства всегда предметны. Эмоции не опредмечены. Чувства
более стойкие и глубокие в отличие от эмоций. В свою очередь чувства
могут подразделяться по содержанию. Выделяют следующие виды чувств: 1.
Праксические (пракс–практика) (чувство профессиональной гордости); 2.
Интеллектуальные; 3. Моральные (этические). 2.Эстетические (чувство
прекрасного). По регулирующей функции эмоции подразделяются на следующие
виды: 1. Эмоциональный тон ощущений; 2. Эмоциональный отклик:
Настроение; Конфликтное эмоциональное состояние: стресс, аффект,
фрустрация.
Эмоциональный тон ощущений – это
отношение человека к качеству ощущений, т.е. различные ощущения являются
для человека приятным, неприятным или нейтральным (запах розы –
приятным, запах помойки – неприятным). Эмоциональный тон различных
воздействий закрепляется в памяти, выступает составной частью в
представлении памяти, участвует в формировании эмоциональной памяти.
Эмоциональный
отклик – это оперативная реакция человека на изменение в окружающей
среде (багровое солнце). Одной из разновидностью эмоционального отклика
является эмпатия (синтония) – умение сопереживать эмоциональное
состояние других людей.
Настроение – это
ситуативно-обусловленное доминирование какого-либо состояние, которое
усиливает или ослабляет психическую деятельность человека на протяжении
определенного периода времени. Настроения могут вызваться позитивными
или негативными воздействиями (комфортная обстановка, успех или не успех
в работе, в отношениях между людьми). Настроение всегда причинно
обусловлено, хотя человек не всегда может осознавать эту причину.
Стресс –
это нервное психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным
воздействием, адекватная реакция, на которое ранее не была сформирована,
но должна была найдена в сложившихся условиях. Стресс всегда связан с
тотальной организацией сил организма, на поиск выхода из сложившейся
ситуации. Воздействие стрессоров вначале вызывают вегетативное изменение
(снижение сахара в крови) и при этом резко понижается способность к
адекватному поведению, происходит понижение всех психических функций.
Могут возникать ошибки в отражении действительности, т.е. неправильно
оценивается количество и качество объектов, их пространственно-временные
характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение.
Затем к человеку постепенно возвращается способность адекватно
действовать. Понятие стресса ввел Г.Селье, он определил стресс как
совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействие,
вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стресса Селье выделил 3 этапа:
- Тревога, состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока.
- Резистентность – повышенная устойчивость к действиям стрессоров.
- Истощение, возникают патологические, дистофические процессы (приводит к гибели).
Считается, что стресс – это неспецифическая адаптационная реакция организма, стресс опасен для жизни, но необходим для нее, т.к. при стрессе проявляются максимально адаптационные возможности.
Аффект – внезапно
возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерно нервное психическое
перевозбуждение, которое проявляется во временной дезорганизации
сознания и крайней импульсивности поведения. Аффект – это взрыв.
Состояние аффекта характеризуется следующими чертами: 1. Поведение
человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а теми
эмоциями, которыми полностью захватывают личность. 2. Резко снижается
логичность мышления и поведения, нарушается способность установить
внутренние логические взаимосвязи между явлениями. 3. В сознании
начинает доминировать одно часто искаженное представление, происходит
сужение сознания. 4. Крайняя импульсивность поведения, т.к. эмоции
теряют контроль со стороны сознания. Может возникать частичная или
полная амнезия и страдает логика. Аффект может возникать и при
непосредственном воздействии, а также он может быть результатом
длительного воздействия, суммации травмирующих событий, запустить его
может незначительный повод. Субъективно аффект переживется как
состояние, происходящее помимо воли, как навязанное извне. Усиленный
волевой контроль в начальной стадии развития аффекта может помочь его
избежать.
Фрустрация – это стойкое, глубокое
негативное эмоциональное состояние, которое вызывается крушением
значимых целей для человека, срыва его жизненных планов. Состояние
фрустрации со значительной дезорганизацией психических процессов
(депрессивное состояние, ослабление памяти). Труднопреодолимость
фрустрации связано с тем, что человек не может преодолеть причины,
связанные с этим.
Фрустрационная толерантность – готовность человека к фрустрационным воздействиям, готовность их преодолеть.