Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Психоаналитическая ориентация опирается на идеи Фрейда, из работ Фрейда заимствуются идеи которые применяются для анализа социально-психологических проблем. Фрейд. «Массовая психология и анализ человеческого Я». «Тотем и табу». В этих работах Фрейд уходит от анализа отдельной взятой личности, рассматривает групповые процессы, в них рассматривает норму, а не психопатологию. Анализируя групповые процессы, Фрейд использует прием экстраполяции и переноса действия психологических механизмов в семье на любую социальную норму. Любая группа живет по тем же законам, по которым живет любая семья. Фрейд утверждает, что в группе основными механизмами, связывающими людей, являются механизмы идентификации (уподобление себя другому внешнему объекту) и десексуализированного либидо. Либидо - сексуальное влечение, энергетический резерв, который есть у человека, который придает динамику человеку. Десексуализованное – лишено сексуальной энергетики, т.е. не предполагает достижения сексуального компонента (цели). Достигнув сексуальной цели, группа должна распасть, но группа остается, потому что остальные члены не являются сексуальными партнерами, но эмоциональное влечение сохраняется. По Фрейду сущность любой группы - это эмоциональные либидонозные связи. Очень важным в группе является отношение к лидеру. Группа - это совокупность людей, которые принимают лидера за идеал. Если они идеализируют лидера, значит, идентифицируют, а если они идентифицируются с одним человеком, значит, они идентифицируются друг с другом. В структуре первичной группы выделяет две линии отношений: 1. отношение рядового члена группы к лидеру (идеализация, идентификация) 2. отношение между рядовыми членами группы. Отношение к лидеру является связью 1-го порядка. Если бы не было отношений к лидеру, то не было бы отношений между членами и не будет идеализации лидера, не будет идентификации в группе, считает Фрейд. Фрейд особо рассматривает лидера. Лидер - это человек у которого отсутствуют эмоциональные привязанности к кому бы то ни было, кроме самого себя. Он никого не любит. Именно отсутствие эмоциональных привязанностей делает его независимым и самоуверенным. У других членов группы этих качеств нет, они зависимы и привязаны. Лидер характеризуется нарциссизмом, и благодаря этому он и становится лидером группы. В своих взглядах на природу группы Фрейд дает подробную характеристику отношению к лидеру. Описывая идентификацию, он считает не позитивное отношение к нему, он считает, что она является защитным механизмом. Отношения к человеку амбивалентны, это стремление защитить свое Я, (например, Эдипов комплекс: мальчик – рядовой член группы, а отец – лидер). Отношению к лидеру совпадает отношение ребенка к отцу. Влияние лидера на группу по Фрейду – гипнотическое.

В начале 50-х годов создание теории среднего ранга, которая использует идеи Фрейда. Одна из них - динамическая теория функционирования группы, автор Байон (Бион) – практикующий психоаналитик. Вел группы психоанализа. Его практика наблюдения привела к идеям, которые помогли создать его теорию. Байон предлагает рассматривать группу как макровариант индивида. По мнению Байона: 1) Группы обладает теми же характеристиками, что и отдельно взятая личность. У группы есть потребности, мотивы, эмоции и цели. Проведение такой аналогии позволяет выдвинуть второй тезис: 2) Групповая жизнь протекает на 2-х уровнях или имеет 2 плана. 1 уровень – выполнение какой-либо задачи, на этом уровне действия участников группы являются рациональными и осознанными. 2 уровень – это неосознаваемые вклады членов группы в создании групповой субкультуры (создание системы групповых норм, создание групповых мифов, создание группой истории). Эти 2 уровня групповой жизни необязательно находятся в гармоничном отношении друг с другом, а могут находиться в состоянии конфликта. Если возникает конфликт, то действуют групповые защитные механизмы, которые аналогичны индивидуальным.

Теория развития группы Бенниса и Шепарда Создается в 50-е годы. В основе этой теории лежат процессы, происходящие в Т-группах. Т-группы - это группы социального психологического тренинга. Цель группы социально-психологического тренинга – совершенствование социально-психологической компетенции участников группы. В ходе группы происходит обучение знаниям, умениям и навыкам в сфере межличностных отношений. Формой проведения группы является групповая дискуссия, предметом обсуждения являются реальные отношения между участниками группы. В ходе групповой дискуссии группа анализирует процессы, которые происходят в этой группе, как бы обсуждая себя. В результате такого анализа каждый участник, начинает лучше понимать собственные мотивы, собственные фрустрации, лучше понимает окружающих, и что мешает успешному общению. Также у каждого участника получает возможность апробировать различные способы снятия помех общения. Необходимо чтобы в группе была установлена валидная коммуникация. 1) Валидная коммуникация предполагает, что каждый участник группы может сообщать о своих переживаниях участникам группы. 2) Каждый участник группы воспринимает свое место в системе существующих отношений в соответствии с восприятием других людей, т.е. каждый участник адекватно адекватно воспринимает свое отношение в группе. Должен соблюдаться в группе принцип «здесь и теперь», т.е. участники группы в ходе встречи обсуждают только настоящую ситуацию, а не то, что происходит вне группы. Отлаженная обратная связь должна быть. Именно обратная связь является основным способом, который позволяет изменить отношения и установки человека, и нужно чтобы в группе была создана психологическая безопасность. В группе должно произойти «размораживание», т.е. участники группы должны отказаться от привычных способов поведения и восприятия окружающих людей. Наличие тренера. Функции тренера заключаются: обеспечить атмосферу доверия. демонстрация группе тренером желаемую модель поведения, т.е. ведет открыто, терпимо, является идеальным участником группы. Тренер не является руководителем этой группы. Количественный состав классической группы от 5 до 7 человек, желательно чтобы участники были незнакомыми людьми. Не продолжительные группы, не терапевтические, они живут от 2-х дней до 2 месяцев. Развитие группы происходит благодаря помехам, которые возникают на пути установления валидной коммуникации. Основная помеха - это ситуация неопределенности, ситуация в которой участники находятся на старте работы. Неопределенность является по мнению Бенниса и Шепарда в вопросе о власти (кто будет лидером?) в группе, и в вопросе взаимозависимости (вопрос о тесноте эмоциональных связей членов группы). Первичным считается вопрос о лидере, а затем вопрос о характере взаимоотношений между участниками группы. Бенис и Шепард выделяют две фазы группового развития и внутри каждой фазы они выделяют по 3 подфазы. Т-группа фактически проходит 6 этапов. I фаза 1 подфаза: Начинается с того, что группа ждет, что тренер возьмет на себя лидерские полномочия, но тренер открыто отказывается от этих полномочий и как следствие этого отказа в группе возникает напряжение, некая обида и неудовлетворенность. Этот отказ становится началом дискуссии, что они будут делать и зачем. Как только дискуссия начинается, то начинается переход к следующей подфазе. 2 подфаза: Группа начинает выбирать лидера. 3 подфаза: Вопрос о лидере решается или нет, кто-то из претендентов либо становится лидером, либо нет, если лидер выдвигается – группа продолжает свое существование, если нет – то группа распадается. Заканчивается I фаза. 4 подфаза: Начинается с эмоционального отреагирования или «всеобщей любви».Участники группы начинают выражают положительное отношение друг к другу. В ходе групповой дискуссии на этой подфазе решается вопрос о групповых нормах, взаимоотношениях, взаимодействиях. Формируется всегда 2 лагера: сторонники близких эмоциональных отношений и сторонники дистанцированных эмоциональных отношений. 5 подфаза: Сторонники близких отношений - это сторонники демократического стиля, а дистанцированные – это сторонники авторитарного. Завершением 5 подфазы становится решение вопроса о характере отношений в группе, в зависимости от того какой лидер был выбран. 6 подфаза - это подфаза оценивания. Происходит оценка каждому участнику.

Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца Была опубликована в 1958 году. В основе этой теории был положен тезис Фрейда о том, что социальная жизнь взрослого человека фатальна и предопределена его детством. Теория Шутца представляет собой 4 постулата:

1. О 3-х межличностных потребностях. Каждый человек имеет 3 базовые межличностные потребности:  Потребность включения. Потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворения отношения с другими людьми. Потребность быть включенным в группу.  Потребность в контроле. Это потребность заботиться и контролировать окружающих, а также потребность получать заботу и быть контролируемым.  Потребность в любви - стремление устанавливать близкие эмоциональные отношения. Эти потребности по своим функциям похожи на биологические потребности. Как они будут удовлетворены, меняется отношение к окружающим. Если удовлетворение не оптимально, то последствия могут быть по степени тяжести разные (психические расстройства, суицид). Но у человека есть способность адаптироваться для удовлетворения этих потребностей. При этом адаптация происходит в раннем детстве, где человек вырабатывает модели адаптивного поведения.

2. Постулат относительной преемственности и непрерывности. Шутц рассматривает различные варианты поведения в каждой из сфер межличностных потребностей. Человек выстраивает свои отношения, опираясь на опыт, полученный в детстве, либо повторяет позицию поведения родителей.
Потребность включения: удовлетворение в родительской среде. Когда ребенок не включен в контакт с родителями - отрицательный полюс или включен в контакт с родителями – положительный полюс. Отрицательный полюс – у ребенка формируется тревоги, состояние дискомфортное. Чтобы снять напряжение человек вырабатывает варианты поведения не вполне адекватные. а) недостаточно социальное поведение – интровертированного: не участия в группе. Причины такого поведения может ли человек быть достойным во внимании других и чтобы не столкнуться с этим, человек уходит от контакта. б) Сверхсоциальное поведение – характеризуется постоянным поиском контактов, человек навязывает себя окружающим и постоянно требует внимания к себе. В основе сверхсоциального поведения лежит неуверенность человека, что с ним хотят общаться. в) Оптимальный вариант поведения - социальное поведение. Человек с таким поведением чувствует себя комфортно и когда он включен в группу и когда находится в одиночестве. Он относится к себе как к человеку достойного внимания. Вхождение или не вхождение его в группу зависит от ситуации, а не от его интересности или неинтересности.
Потребность в контроле. Возможен вариант жесткого контроля за поведением ребенка (гиперопека). Противоположный полюс отсутствие заботы и контроля (гипоопека). Оптимальный вариант - золотая середина. И при гиперопеке и гипоопеке у ребенка формируется тревога и во взрослом состоянии могут быть выработаны такие модели поведения: - как отказывающее поведение: - отказ от ответственности - отказ от власти: не способность принимать решения, перекладывание ответственности и принятие решения на других. Если такой человек оказывается на руководящей должности у него попустительский стиль руководства. Вариант автократического поведения – стремление доминировать над окружающими, стремление принимать решение те только за себя, но и за других. Такой человек плохо чувствует себя в ситуации подчинения. Оптимальный вариант - демократическое поведение, человек чувствует себя комфортно в ситуации подчинения и доминирования. От уровня компетентности зависит подчинение, его самооценка не страдает.
Потребность в любви. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального непринятия со стороны родителей – отрицательный полюс. Положительный полюс – проявление любви к ребенку. В ответ на отсутствие любви родителей во взрослом состоянии вырабатывается вариант не достаточного личностного поведения – отрицательный полюс. Человек избегает тесных эмоциональных контактов, постоянно сохраняет эмоциональную дистанцию, хотя контактов достаточно может быть. Причина: тревога, которая касается вопроса: смогу ли я понравиться, если я людей подпущу ближе? Сверхличностное поведение – предполагает ситуацию, когда человек во всех отношениях хочет эмоциональной близости, хочет любви от всех, с кем общается, а если нет ее, то отношений дальнейших не существует. Оптимальный вариант - личностное поведение, когда человек комфортно себя ощущает и в близких и в дистанционных отношениях, ему не требуется выражение любви, это чувство избирательно.

3. Постулат Шутца о совместимости межличностных отношений/ Совместимость, по мнению Шутца: «Два человека являются совместимыми в том случае, если они могут вместе работать в гармонии». В основе совместимости лежит соотнесение поведения человека и поведение, которое он желает от других людей в каждой из трех сфер межличностных потребностях.
Типы совместимости/ Совместимость, основанная на взаимном обмене. Суть: совместимость будет максимальной, если сумма выражаемого и желаемого поведения одного человека равна сумме того же самого у другого человека. И соответственно, если суммы различаются, то уровень совместимости становится низким. Это тип предполагает сходство людей. Реципроктная совместимость: совместимыми будут такие люди, у которых выражение включения контроля и любви совпадают с желаниями другого человека. Этот тип предполагает дополнение друг друга.

4. Постулат о групповом развитии. Каждая группа в своем развитии проходит три этапа: Этап включения: каждый потенциальный участник группы решает остаться ему в группе или нет. Этап контроля: происходит распределение власти в группе, выделение лидера и круга его последователей. Этап любви: в группе происходит эмоциональная интеграция, установление эмоциональных связей. Шутц рассматривает распад группы в направлении обратном развитию. 1) потеря эмоциональных связей 2) распад структуры власти 3) покидание группы ее членов В концепции Шутца большое значение придается внутренним потребностям. В чистом виде психоанализ не представлен в зарубежной социальной психологии, он во многом заимствован.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 3235 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved