Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Способности – индивидуально-психологические
особенности, обеспечивающие эффективность освоения и выполнения
деятельности. Способности обеспечивают эффективность (продуктивность)
скорость, легкость и прочность в приобретении навыков. Виды
Способностей: одаренность, талант, гениальность. Шадриков: Способность –
свойство функциональных систем. Борис Михайлович Теплов: Способность по
своему существу есть понятие динамическое. Способность существует
только в движении, только в развитии. Способность не может возникнуть не
соответствующей конкретной деятельности. Он выделил: общие
(индивидуальные, которые обеспечивают эффективность освоения многих
видов деятельности, интеллектуальные); специальные (индивидуальные
особенности, которые обеспечивают эффективность освоения одного вида
деятельности). Способность, считается, формируется прижизненно, а
врожденными являются задатки. Задатки – анатомо-морфологические
врожденные особенности, обеспечивающие формирование Способностей. Это
могут быть морфологические особенности головного мозга, особенности
анатомического строения (длина пальцев – развитие музыкальных
Способностей).
Способности – индивидуальные
психические особенности человека, которые выражают его готовность к
овладению определенными видами деятельности и к их успешному
осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «Способность»:
1) индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека
от другого; 2) индивидуальные особенности, кот имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) понятие «Способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям,
кот уже выработаны у данного человека. От Способностей зависит быстрота
и легкость приобретения знаний, умений, навыков. Способности не могут
существовать иначе как в постоянном процессе развития.
Классификация видов Способностей:
1) природные (естественные); 2) специфически человеческие (общие –
специальные; теоретические – практические; учебные – творческие). 1)
Данные Способности связаны с врожденными задатками, являются общими для
человека и животных (т.е. натуральные функции: память, восприятие,
Способность к элементарной коммуникации); 2) общие (а. определяют успехи
чел в самых различных видах деятельности – мыслительные Способность,
память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они социально
обусловлены)); специальные высшие интеллектуальные Способности
(определяют успехи чел в специфических видах деятельности, для
осуществления кот необходимы задатки особого рода и их развитие –
музыкальные, математические, технические, литературные, худ-творческие,
спортивные); теоретические (предопределяют склонность человека к
абстрактно-теоретическим размышлениям); практические (конкретные
практические действия); учебные (определяют успешность обучения,
усвоения человеком знаний, умений, навыков); творческие (определяют
возможность открытий и изобретений, создание новых предметов
материальной и духовной культуры). Основанием для развития Способностей
являются задатки (природные предпосылки, возможно это свойства н/с –
степень общей активности, повышенная чувствительность н/структур,
возможно это какая-то специальная предрасположенность, например, к
восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и
отношений, к обобщению). Развитие задатков – это социально
обусловленный процесс, кот связан с условиями воспитания и особенностями
развития общества. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют
условия для развития Способностей, они могут быть потенциальными и
актуальными.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 4506
| Рейтинг: 4.3/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|