Общая характеристика волевых процессов
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Воля – это психический процесс сознательной регуляции
поведения, направленный на достижение результата при преодолении внешних
и внутренних препятствий. Поведение человека может регулироваться на
3-х уровнях. 1. уровень рефлексивных действий (низший), который связан с
обеспечением целостности организма (дотронуться до горячей плиты) 2.
уровень импульсивного поведения, импульсивных действий, который
предполагает отсутствие, осознание достижимости цели и они
осуществляются по внутренним побуждениям (я хочу), а не по необходимости
3. уровень осознанного, волевого поведения, который предполагает
четкости осознания возможного достижения цели и преодоление препятствий.
Первым отечественным психологом, исследовавшим проблему ВОЛИ, был К. Н.
Корнилов. Он считал, что основным КОМнентом активности ЛИЧНОСТИ
является развитая воля. Особого внимания, по мнению К. Н. Корнилова,
требует разработка механизмов ВОЛИ человека. В этом плане он указывал на
взаимосвязь мотивации и волевого усилия: Волевое усилие определяется
мотивацией волевого действия». Причем, волевой акт включает в себя не
один, а совокупностью мотивов К. Н. Корнилов подробно рассматривает
структуру волевого акта, подчеркивая, что главная роль в волевом акте
принадлежит исполнению решения. Большое значение, по мнению Корнилова
имеет волевое усилие, которое он рассматривает как один из главных
признаков ВОЛИ. Функция воли: сознательная регуляция активности в
затрудненных условиях жизни (активизирующая и тормозящая).Волевое
действие- сознательное, целенаправленное действие по – средством
которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои
импульсы сознательному контролю и изменяя окружающей действительность в
соответствии со своим замыслом.(Рубинштейн). Волевые действия
совершаются в условиях конфликта преодоления внутренних и внешних
препятствий. Воля связанна с мышлением и чувствами. Проявление мышления
выражаются в сознательном выборе цели и подборе средств для ее
достижения (наличие продуманного плана осуществления Волевого Действия).
Проявление чувств в желании добиться, достичь чего-либо. В психологии
существуют точки зрения, согласно которым воля рассматривается как один
из побудителей поведения, наряду с мотивами. В отечественной психологии
известны работы Иванникова, который попытался исследовать волевые
регуляции поведения. Он считал, что в условиях актуально переживаемых
потребностей побуждающая сила исходит не от самой этой потребности, а от
создаваемой ею биологического или личностного смысла, предмета и
действия по отношению к этому предмету. Характеризуя волевое поведение,
психологи отмечают, что волевые усилия зависят во многом от характера
преодолеваемых трудностей (говоря о силе воли). В основе воли лежит
совокупность определенных качеств личности – волевых:
целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность,
решительность, дисциплинированность. Волевые усилия связаны с затратой
нервной и мышечной силы в ходе преодоления препятствий. Препятствия
могут быть внешними (внешняя среда) и внутренними (сомнения, страхи,
колебания, работа защитных механизмов). Трудности в достижении цели
могут быть объективными и субъективными, а степень волевого усилия не
всегда может соответствовать объективным трудностям (выступать перед
аудиторией может волевой человек). Способность к волевой регуляции
зависит от свойств нервной системы (уравновешенность нервных процессов,
силы, темперамента человека), а также от сформированности у человека
нравственных установок (чувство долга). Два вида волевых действий (в
обоих есть конфликт):1. простые – привычные(пробуждение утром)-простой
конфликт; 2. Сложные – сам конфликт сложный и сам процесс его
преодоления (помириться после ссоры).
Структура сложного волевого действия:
1.возникновение потребности и осознание вариативных возможностей
удовлетворения этой потребности; 2. борьба мотивов, может быть затяжной
многолетней. Часто бывает борьба между личностно значимым мотивом – хочу
и социально приемлемым – надо; 3. принятие решений, достижение
определенной цели; 4. осознание задач и выбор способов деятельности,
соотнесение цели деятельности с имеющимися условиями – это и есть
осознание задач. Выбор способов происходит исходя из возможностей и
способностей человека. 5.реализация выбранной стратегии поведения и
оценка конечного результата. Мотивы волевых действий – причина, которая
побуждает человека действовать. В основе мотивов волевого действия –
потребности, эмоции, чувства, интересы, склонности. Выготский отмечал,
что вначале волевые действия носят внешний характер, являются следствием
взаимодействия ребенка и взрослого, вначале взрослый отдает некий
приказ и ребенок действует этому приказу. По мере овладения речь ребенок
начинает сам себе давать речевые команды, затем волевая регуляция
переходит во внутренний план, становится функцией сознания и
регулирование волевого поведения осуществляется с помощью внутренней
речи (проводится самим человеком). Таким образом, ранее разделенная
между людьми функция –интерпсихологическая функция становится способом
самоорганизации произвольного поведения отдельного человека (проявление
интрапсихологической функции). Формирование волевых качеств происходит в
процессе воспитания личности и самовоспитания, т к их развитие требует
упражнений в преодолении трудностей и препятствий. Бернштейн, Анохин.
Воля – сознательное регулирование чел-ком своего поведения. Павлов. Воля
– рефлекторна по природе, проявляется в виде ответной реакции на
воздействующий стимул, т е воля чел-ка зависит от внешних условий. К. К.
Платонов определяет волю как «отражение объективного отношения целей
деятельности, соответствующих уровню притязаний личности, и фактически
выполняемой ею деятельности, обеспечивающей достижение этих целей».
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 3930
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|