Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Психологическая диагностика («распознавание») определяется как
психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения
индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических
особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях
человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область
психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных
качеств, психических и психофизиологических особенностей личности, черт
личности. Теоретические основы Психологии базируются на соответствующих
областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная,
медицинская и др.). К методическим средствам Психологии относятся
конкретные приёмы изучения индивидуально-психологических особенностей,
способы обработки и интерпретации полученных результатов. Психология
предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с
какой-то точкой отсчёта либо сравниваться между собой. Области
практического использования результатов психодиагностической работы. В
психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор
данных, переработка и интерпретация данных. Вынесение решения –
психодиагностический диагноз и прогноз.
1. Методы высокого
уровня формализации: тесты, опросники, проективная техника,
психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация
процедуры обследования, стандартизация, надёжность (постоянные
показатели, в точности соответствующие уровню развития изучаемого
психологического свойства, если получаемые показазатели в одних и тех же
условиях варьируют от случая к случаю, то она не надежна), валидность
(пригодность, соответствие, выявляет и оценивает именно то
психологическое свойство, для которого оно предназначено, существуют 2
основных вида: 1. внутренняя - соответствует ли метод предмету; 2. внешняя – соответствие результатов данного теста, результатам подобных тестов, с которыми этот тест связан по логике вещей.
2. Методы малоформализованные:
наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности. Очень трудоёмкие, но
плохо поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми.
I. 1. Тесты –
это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени
испытания, предназначенные для установления количественных (и
качественных) индивидуально-психологических различий. По форме:
1.Индивидуальные и групповые.2.Устные и письменные (по форме ответа).
3.Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу
оперирования). 4.Вербальные и невербальные (по характеру стимульного
материала). По содержанию: Тесты интеллекта, Тесты способностей. Тесты достижений. Тесты личности.
1.2 Опросники
– это такая группа методик, в которой задания представлены в виде
вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов
обследуемого. Личностные опросники можно рассматривать как
стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и
индивидуальными. Чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными.
По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с
предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со
свободными ответами (открытые). Опросники-анкеты служат для получения
какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного
отношения к его психологическим особенностям (например, для получения
данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный
порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов.
Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный
опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). О-а.
классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.
Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в
свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов
заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий
может выбрать ответ из числа приведённых или дать свой собственный).
Вопросы часто комбинируют.
1.3. Проективная техника
– это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них
характерен глобальный подход в оценке личности, а не выделение
отдельных черт. Наиболее существенным признаком П. методик является
использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен
сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому
предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать
незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и
т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных
методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий
диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер
ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые
«проецируются» на ответы.
1.4. Психофизиологические методики.
Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные
основными свойствами его нервной системы. (Б.М. Теплов – В.Д. Небылицын в
рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют
ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию
индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не
предполагают смодерждания психического развития. Они находят своё
проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения
человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности,
помехоустойчивости и др.). Психофизиологические методики лишены
оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной
системы лучше, а какие хуже, невозможно. При определении
диагностической значимости результатов используются все те критерии,
которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация,
надёжность, валидность). Эти методики являются аппаратурными:
используются электроэнцефалограммы и иная специальная аппаратура. Но в
последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага»
(бланковые методики).
II. 1. Метод наблюдения.
(наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают
психологические явления в различных условиях без вмешательства в их
течение. Бывает житейским - ограничивается регистрацией фактов, носит
случайный неорганизованный характер и научным - имеет организованный
характер, предполагает четкий план и фиксацию результатов;
включенное-предполагает участие исследователя в деятельности, которого
он организует и не включенное - не предусматривает участия исследователя
в деятельности). Это метод психологической диагностики. С его помощью
можно получить обширную информацию о человеке. Он незаменим там, где не
разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом
исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной
формы участия наблюдаемых. Особо важное значение этот метод имеет для
изучения псих-х особенностей детей, поскольку ребёнок как объект
исследования представляет большие трудности для экспериментального
изучения, чем взрослый человек. Методика псих-х наблюдений М.Я.Басова 1)
это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений; 2)
это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; 3)
избирательность записи.
Правила психологического наблюдения (Р.Б.Кеттелл, 1957 г.): 1.
поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (в
школе, на работе) и в разных ролевых позициях, поэтому наблюдатель
должен проводить с испытуемым ежедневно определённое количество времени в
течение 2-3 месяцев; 2. заранее должны быт определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить; 3. экспериментатор должен быть предварительно натренирован в подобной оценке; 4. наблюдение должно быть беспристрастным; 5.
оценивать одного обследуемого должны не менее 10 наблюдателей и
окончательная оценка должно представлять среднее из их наблюдений при
этом суждение каждого из них должно быть независимым. Классификация
наблюдений: 1) неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или
включённое.
2.2. Опрос. Это метод сбора
первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство
использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать,
как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным
ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно,
индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме
или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер. Одним из
наиболее распространённых видов опроса является интервью.
2.3. Интервью.
Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное,
стандартизированное, частично стандартизированное. Чаще всего интервью
имеет следующую структуру: 1.введение: настройка на беседу, на
сотрудничество; 2.свободные высказывания испытуемого; 3.общие вопросы
(«Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?); 4.подробное
исследование; 5.снятие возникшего напряжения и выражение признательности
за участие в беседе. В зависимости от целевого назначения И. разделяют
на диагностическое и клиническое. Диагностическое И. – это метод
получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах
психотерапии. Оно может быть управляемы и неуправляемым
(исповедальным). Клиническое И. – это метод терапевтической беседы,
помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты,
скрытые мотивы поведения.
2.4. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
Это количественно-качественный анализ документальных источников
(письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на киноплёнке,
произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты,
журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности. Для
того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм
исследователя, был разработан специальный метод «контент-анализ».
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной
информации на язык счёта. Выделяются два типа единиц: смысловые
(качественные, единицы анализа) и единицы сета (количественные).
Психодрама
как метод психотерапии, но выступает как психодиагностика (Морено). В
ней осуществляется нечто подобное импровизированной театральной
постановки по поводу истории, рассказываемой одним участником группы,
часто рассказывающий сам определяет участников действия и их роли.
Считается в условиях группой поддержки, в драматических построениях,
близких переживаниям участникам психодрамы он будет проявлять свои
личные особенности, что и несет диагностическое значение.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 3551
| Рейтинг: 4.0/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
|