Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Основные методы исследование межличностных отношений.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, кот обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями на кот. основывается общение людей.

Параметры изучения межличностных отношений:

1.психологическая дистанция между партнерами: а) опросные методики (шкала социальной дистанции Вагарбус – степень желаемой близости, самый близкий – вступление в брак, самый дальний – высылка из страны); б) социометрическая методика (Морено) – выявление симпатий/антипатий между членами группы, т. е. выявление системы эмоциональных отношений в группе, путем осуществления каждым из членов группы определенных выборов из всего состава группы по заданному критерию. Все данные заносятся в социоматрицу или в виде социограммы, затем рассчитываются социометрические индексы, как индивидуальные так и групповые. При помощи данных Социограммы можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений; можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности; судить о социопсихологической совместимости членов конкретных групп. в) ЦТО на базе Люшеровского цветового теста – сначала цветовой ряд в отношение себя, а затем в отношении другого человека, и в зависимости от схожести цветовых рядов делается вывод о дистанции.

2.Валентность( позитивные/негативные): а) социометрия; б)семантический дифференциал (шкала от – 3 до +3); в) методика Бейлза (наблюдение за взаимодействием в группе, в ходе которых он выявляет позитивные и негативные эмоции в группе, какие преобладают); г) ЦТО.

3. Позиции партнеров: а) Т.Лири (методика для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального Я. Для представления основных соц. ориентаций Лири разработал условную схему в виде круга, раздел на секторы; в нем по горизонтальным и вертикальным осям обозначены 4 ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность, в общей сложности круг делится на 16 секторов. Схема Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (домирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбность-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.; б) рисуночные пробы (моя семья); в) Рене Жиля (полупроективная, для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель - изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми: вот стол, где сидят разные люди обозначь крестиком, где сядешь ты или с кем ты любишь играть - 1 с товарищами твоего возраста, 2 - младше, 3 - старше); г) тест Розенцвейга (изучение фрустрационных реакций (фрустрация - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания), адаптирована в НИИ им Бехтерева. Стимулирующая ситуация заключается в схематичном контурном рисунке, на котором изображены 2 и более человека, занятые еще не законченным разговором. Персонажи могут различаться по полу, возрасту, общим явлениям нахождение персонажей во фрустрационной ситуации. Метод состоит из 24 рис, ситуации можно разделить на 2 основные группы: препятствия и обвинения, предполагается, что ситуации обвинения предшествовала ситуация препятствия, где фрустратор был в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию обвинение, как препятствие и наоборот. Оценка теста: с точки зрения 2 критериев - направления реакции и типа реакции: а) в форме осуждения внешней причины фрустрации или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию; б) реакция направлена субъектом на самого себя, испытуемый принимает вину на себя и берет на себя ответственность за исправление данной ситуации; в) фрустрации ситуация рассматравается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как что-то такое, что может быть исправлено само собой стоит только подождать. Благодаря Методу можно сделать выводы отношений некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему соц. окружению. Метод не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большой долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности и помехи, которые встречаются на пути к удовлетворению потребностей, к достижению цели.


Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 3122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved