Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Возникла как альтернатива бихевиоризму. Основателями школы когнитивной
психологии считают У.Найссера и Р.Аткинсона. В 40-60-е годы предметом
изучения когнитивной психологии являются процессы приема, переработки и
использования информации, т.е. когнитивных процессов. Таким образом, в
когнитивной психологии акцент делается на сознание, на совокупность
психических процессов. Эта школа изучает те способы и формы, в которых
сознание человека организует имеющийся опыт. С точки зрения
представителей этой школы именно сознание придает форму и связанность
психических процессов и при этом человек активно участвует в процессе
познания окружающего мира на основе сознательного отбора тех или иных
событий. Из этого вытекает, что человек вовсе не пассивно воспринимает
внешние и внутренние стимулы. Методологической основой когнитивной
психологии является компьютерная метафора, согласно которой человек
выступает как аналог компьютера, а его познавательные процессы
аналогичны процессам преобразования информации в вычислительных
устройствах. В экспериментальных исследованиях широко использовался
метод ретроспективных (послевоздействие), феноменологических суждений,
т.е. испытуемые должны были сами давать количественную оценку
интенсивности своих субъективных переживаний по поводу предъявляемых
стимулов. В когнитивной психологии изучались не только сознательные
психические процессы, но и бессознательная познавательная деятельность,
причем чтобы не возникало аналогии с психоанализом в когнитивной
психологии использовался термин «неосознаваемые процессы». Многие
исследователи этой школы считали, что большая часть психических
процессов у человека происходит на неосознанном уровне. И это было
подтверждено экспериментально. Испытуемым предъявляют определенные
стимулы надпороговом уровне восприятия, либо на время меньшее его
индивидуального порога осознанного реагирования. Т.е. в этих случаях
испытуемые не могут сознательным образом обработать полученную
информацию, и тем не менее они реагируют на стимулы. И на основании этих
экспериментов был сделан вывод, что человек способен реагировать на
стимулы, которые он в действительности не видит и не слышит осознанно,
т.е. на надпороговые стимулы. Таким образом, утверждалось, что процесс
познания и в экспериментальных и в естественных условиях протекает на
2-х уровнях: сознательном и неосознанном. Исследователи отмечали, что на
неосознанном уровне обработка информации протекает быстрее и
эффективнее. Интуитивное мышление (быстрое) протекает на неосознанном
уровне, а дискурсивное мышление (длительное) на осознанном уровне.
Аткинсон разработал 3-х компонентную модель памяти. Он считал, что
память человека – это динамическое и развивающаяся многоуровневая
система и согласно предложенной модели, информация сначала попадает в
сенсорные регистры, где она хранится доли секунд (0,25 сек.) в форме
точного сенсорного отпечатка или послеобраза внешнего воздействия. Затем
после оценки значимости этой информации и при необходимости ее
сохранения информация подвергается перекодированию в виде кода и образа и
попадает в кратковременное хранилище или кратковременная память. В
кратковременной памяти информация хранится в виде перцептивных знаков, и
она постоянно восстанавливается за счет повторения и хранится в течение
десятка секунд (20 сек.). После чего она может быть переведена в
долговременное хранилище или долговременная память, где информация
хранится в семантической форме (в концептуальных кодах, системе понятий)
на протяжении длительного времени. Найссер рассматривал процессы
познания и восприятия как специфические формы активности человека,
которые осуществляются за счет особого рода психологических образований
или схем, формируемых в процессе обучения и составляющих основу
когнитивных процессов. Схемы упорядочены, структурированы, они постоянно
развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность
процессам восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в
интерпретации информации. Функции схем: предвосхищение,
ориентир-исследовательская деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта
восприятия: 1) это активный познавательный процесс (направляемый
когнетивными схемами), 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере
развития знаний человека о мире). Основные положения: 1. любая
познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте
естественной целенаправленной деятельности; 2 восприятие должно
изучаться в реальных условиях, в которых живет человек; 3 восприятие
должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения.
Основные понятия: когнитивная схема – средство описания и фиксации
феноменологии. касающихся знаний чел-ка о мире, т е нашеи знания о мире
представлены в виде КС.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2644
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|