Основные направления современной психотерапии
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Методы индивидуальной психологической территории — рассчитана на работу
психолога с каждым отдельным клиентом в конфиденциальной обстановке.
Все воздействие на клиента идет от психолога.
Методы: Аутогенная тренировка (аутотренинг); психоанализ; трансактный анализ; логотерапия. Методы
групповой психотерапии — рассчитан на работу психолога с группой
клиентов, в качестве важного психотерапевтического фактора используются
взаимоотношения, складывающиеся в терапевтической группе между
клиентами. Методы: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы
психодрамы, группы телесной терапии.
Классический психоанализ
направлен на то, чтобы позволить Эго достичь победы над Ид, усилить Эго,
сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа – сделать
бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои
психологические проблемы и изменить поведение. По мнению З. Фрейда,
человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между
требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им. Причиной невроза
является невротический конфликт между Ид и Эго (бессознательный конфликт
между побуждением Ид, стремящимся к разрядке, и защитой Эго,
препятствующей разрядке или не допускающей ее к сознанию). Конфликт
ведет к усилению инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может
оказаться подавленным. В таком случае возможны непроизвольные
«разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза. Патогенное
воздействие невротического конфликта заключается в том, что Эго
вынуждено тратить энергию на то, чтобы не допустить неприемлемые
инстинктивные побуждения к сознанию и моторике. Это приводит в конечном
итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения
«прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.
Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями Ид постоянно прибегает
к различным защитным механизмам, которые могут быть эффективны только в
том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных
напряжений.
Гуманистическое направление в психотерапии связывают
с именем Карла Роджерса и его клиентцентрированной терапией. Основное
значение в ней имеют взаимоотношения психотерапевта с клиентом, а ее
техники имеют второстепенное значение. Психотерапевт стремится адекватно
отражать поведение клиента, пытается понять самовосприятие клиента.
Клиент и его сущность являются центром взаимодействия в процессе
психотерапии. 6 характеристик клиентцентрированной терапии: Два человека
(психотерапевт и клиент) должны находиться в психологическом контакте.
Клиент, как правило, находится в состоянии несоответствия самому себе,
он может быть уязвим и тревожен. Психотерапевт должен ощущать себя
гармоничным, интегрированным человеком (прежде всего в момент
психотерапии). Психотерапевт должен проявлять позитивное безусловное
внимание к клиенту. Психотерапевт должен быть способен к эмпатии и к ее
реализации. Эмпатичные высказывания помогают инсайту, т.е. внезапному
озарению клиента. Клиент должен ощущать, что психотерапевт проявляет
эмпатию и безусловное позитивное внимание по отношению к нему.
Особенности клиентцентрированной терапии: Психотерапевт создает только
необходимые условия для личного роста клиента. Далее запускается
организмический оценочный процесс клиента. Роль психотерапевта –
использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
Психотерапия больше акцентируется на эмоциональных аспектах, нежели на
интеллектуальных. Терапия больше опирается на непосредственную
конкретную ситуацию (по принципу «здесь и теперь»), а не на прошлый опыт
индивида. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента с
минимумом участия со стороны терапевта. Терапевт должен быть тем, кем он
есть на самом деле, т.е. быть естественным. Роджерс создал новый тип
психотерапевтических групп, которые называются энкаунтер-группы, или
группы встреч.
Гештальттерапия. Создателем гештальттерапии
считается Фриц (Фредерик) Перлз (1893– 1970). Теоретические установки
гештальттерапии. Фигура и фон. Поведение человека движимо различными
потребностями, которые возникают при нарушении психического или
физического равновесия организма. Душа и тело составляют неразделимое
целое. В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает
события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие
в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на
второй план (фон). Построение и завершение гештальтов – естественный
ритм жизнедеятельности организма. Человек как саморегулирующееся
существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между
собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре
(гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию
фона. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или
мысль, которые в данный момент преобладают. Незавершенный гештальт,
оказывающий воздействие на психическое состояние человека, – это
результат неудовлетворенной потребности. Блокировка незавершенных
гештальтов – это основа невроза. Задача психотерапевта – помочь клиенту
осознать свою потребность, сделать ее более четкой (т.е. сформировать
гештальт) и в конечном итоге – нейтрализовать эту потребность (т.е.
завершить гештальт). Техники гештальттерапии. Расширение осознания.
Цель – прочувствовать границу между внутренней и внешней зонами. Закрыть
глаза и сконцентрироваться сначала на внутреннем пространстве своего
тела, затем – на внешней зоне и снова на внутреннем пространстве.
Психотерапевт может задавать ориентирующие вопросы, например: «Знаешь ли
ты, в какой позе находишься?». Усиление внимания к чувствам. Цель –
отреагировать «неприятные» чувства, чтобы не тратить энергию на их
сокрытие. В этом случае может использоваться методика «разыгрывания
ролей»: человеку предлагается выразить свои чувства по отношению к
кому-либо или чему-либо, исполняя роль какого-либо человека (так легче).
Работа с мечтами. Цель – осознание уникальной информации, которая при
обычном рассказе подавляется. Человек сам исследует свои фантазии,
проделывая следующее: переносит мечту на реальную почву; идентифицирует
мечту со своей личностью. Фрагмент мечты – это отчужденный фрагмент
собственной личности. Чтобы его вновь «присвоить», необходимо
идентифицировать объект мечты со своей личностью. Принятие
ответственности на себя. Цель – помочь человеку осознать ответственность
за свои поступки. Психотерапевт не поддерживает сетования клиента на
других, а фрустрирует его, подводя к осознанию своей ответственности за
происходящее.
Бихевиоризм. Начало поведенческой психотерапии
связывают с вышедшей в 1958 книгой австралийского психотерапевта Джозефа
(Йозефа) Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». Позднее, в 1973
г, им была написана также книга «Практика поведенческой терапии».
Основные методы поведенческой психотерапии.
Метод реципрокного
(двойственного) торможения - применялся при лечении неврозов, в основе
которых лежала необоснованная тревога и страх. Цель метода - научить
больного подавлять страх. Целесообразно заметить, что методы, близкие к
поведенческой терапии, использовал отечественный ученый В.М. Бехтерев
еще в 1919 году. Двойственность торможения достигается: формированием
новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом; одновременным
торможением страха. Суть метода: к двум пальцам клиента прикрепляют два
электрода и подводят индукционный ток, максимум в 6 вольт; затем
медленно увеличивают силу тока; человеку предлагается произнести слово:
«Спокойно!» – и выдержать испытание. Когда сила тока станет нестерпимой,
ток выключают; Повторяют процедуру ежедневно в течение 1–2 недель. Цель
– усилить тормозное воздействие слова «спокойно». Укрепляется
условно-рефлекторная связь между словом и успокоением, что приводит к
повышению эффективности самовоздействия при возникновении чувства страха
и в других ситуациях. Вольпе разработал также еще один из
распространенных методов поведенческой терапии – метод систематической
десенсибилизации. Цель метода – образование условной связи между
объектом страха и тормозящим страх расслаблением. Суть метода: обучают
методу прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, с помощью
которого человек может быстро расслабиться. Метод прогрессивной мышечной
релаксации по Джекобсону построен по принципу контрастных ощущений:
сначала различные мышцы напрягаются, а затем расслабляются; на основе
опроса клиента составляется перечень условий и обстоятельств,
способствующих возникновению состояния страха. Они ранжируются в порядке
нарастания силы их психотравмирующего воздействия. В результате
формируется иерархическая шкала, включающая 20 ситуаций; затем клиенту
предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с
наименее значимой (15–40 секунд). Если представление вызывает у человека
сильную эмоциональную реакцию, то оно прекращается, а волнение
купируется (блокируется) мышечной релаксацией и представлением образа,
способствующего успокоению (например, образа любимого человека) и
дыхательными упражнениями (глубокий вдох, выдох в 2 раза медленнее).
Ситуация прорабатывается до тех пор, пока она не будет вызывать
волнение; затем прорабатывается следующая ситуация и так далее
(продолжительность одного сеанса – 20–30 минут). Это первый вариант
методики.
Метод «иммерсии» (лат. immersio – погружение). Один из
вариантов – это демонстрация объектов, вызывающих у человека страх
(фобии) без расслабления, но в присутствии психотерапевта. В данном
случае срабатывает фактор внезапности. Второй вариант метода «иммерсии» –
метод «наводнения»: клиент вместе с психотерапевтом оказывается в
реальной ситуации, вызывающей у него страх. Они находятся в этой
ситуации до тех пор, пока страх у клиента не уменьшится (по времени –
примерно час-полтора). Клиент не должен мысленно избегать данной
ситуации (например, через переключение внимания). Так, при агорафобии
(страхе открытых пространств) вначале осуществляется 45-минутная беседа,
разъясняющая сущность заболевания клиента, затем происходит пересечение
реального открытого пространства. Число сеансов – около десяти. Третий
вариант – имплозия: клиента погружают в ситуацию, вызывающую страх, и
страх увеличивают максимально (например, при страхе змей, клиенту
предлагается представить, что он видит змею, берет ее в руку; она кусает
его палец, лицо, проникает в рот, спускается в желудок и т.д.). В 1928
году К. Данлоп выдвинул положение о том, что от дурной привычки можно
избавиться, если сознательно многократно повторять ее. Этот метод
получил название метода негативного воздействия.
Метод
оперантного обусловливания состоит в изменении поведения клиента в
желательном направлении с помощью жетонной (балльной) системы. За
правильное поведение дается жетон (балл), который затем обменивается на
какие-то реальные поощрения, в том числе деньги. Так, Д.Бардилл,
осуществлявший коррекцию импульсивного поведения подростков, выставлял
баллы за проявление сдержанности, которые затем обменивались на деньги.
Группы
тренинга умений. Их цель – побудить клиента овладеть навыками,
необходимыми ему для улучшения социального взаимодействия, повышения
уверенности в себе, улучшения отношений в семье, в коллективе, повышения
контроля эмоций в общении. Группа позволяет усилить воздействие на
клиента. При этом используется система «поощрений» и «наказаний»
(жетоны, баллы, конфеты, деньги и т.д.). Таким образом, поведенческая
психология и поведенческая психотерапия позволяют практическому
психологу активно использовать методы, основанные на моделях научения и
условно-рефлекторного обусловливания. Психодиагностика – изучение
особенностей человека, для дальнейших выводов, а психологическое
консультирование – основной метод – беседа. Они близки, но в
консультировании человек – здоров, просто попал в травмирующую ситуацию.
Консультирование –быстрый процесс, а психотерапия – длительное время.
Аутотренинг
включает упражнения на: регуляцию тонуса мышц; ритма дыхания;
словестные самовнушения; использование воображения(образные
представления); разогревание внутренних органов; погружение в состояние
транса Направлены на восстановление жизненного тонуса,
работоспособности.
Трансактный анализ Эрик Берн. Опирается на
ролевую теорию личности и рассчитан регуляцию человеческих
взаимоотношений. Неблагоприятные отношения складываются, потому что в
общении люди берут на себя неблагоприятные роли: роль родителя; роль
взрослого: роль ребенка. Благоприятные отношения возможны при
расположении ролей: 1. два человека берут на себя роли взрослого: 2.
один роль родителя другой ребенка.
Логотерапия лечение словом
Виктор Франкл. Используется прямое словестное воздействие на клиента, в
убежденни его в чем-либо. Это лечение смыслом. Убеждение клиента в том,
что в его жизни есть цель ради которой стоит жить. Методы групповой психотерапии. Т-группы группы социально-психологического тренинга. Тренинг
— общение, изучение, тренировка. У истоков стоял Курт Левин
экспериментальные группы или живые социально-психологические
лаборатории. Главная идея — чтобы изменить себя и взаимоотношения с
людьми человек должен понять, как он выглядит со стороны, как его
воспринимают окружающие люди. 1. самопоэнание — окружающие говорят
человеку каким видят его со стороны. 2. самопринятие — выработка
положи-. тельного отношения к самому себе. З. увеличение степени
искренности — стараться не брать на себя не свойственных себе ролей. 4.
снижение барьеров психологической защиты — снятие недоверия при начале
общения 5. более глубокое понимание условий и факторов затрудняющих
общение с людьми. 6. понимание человеком взаимоотношений, их причин и
особенностей. 7. совершенствование собственных коммуникативных навыков.
8. овладение умениями практической психодиагностики. Группы встреч
создатели Курт Ленин, Якоб Морено, Уильям Шутц. Работа нацелена на поиск
аутентичности— быть самим собой. Поиск аутентичности означает поиск
такой роли, которая в наибольшей степени соответствовала индивидуальным
особенностям данного человека. Принципы работы - самораскрытие,
самосознание себя, ответственность, внимание к чувствам, принцип здесь и
теперь. Основные этапы работы: 1. установление контакта. 2. построение
доверительных отиошений. З. изучение конфликтов. 4. изучение
сопротивления. 5. сочувствие и поддержка. Гештальт — группы
Создатель Фредерик Перлз. Гештальт — группы — это договорное общение
психотерапевта (психолога) ведущего группу с кем-либо из участников
группы, кот добровольно соглашается раскрыть свою личную проблему группе
и оказаться на т. н. горячем стуле. Наблюдая за действиями
психотерапевта и переживаниями клиента члены группы сопереживают ему,
выражают сочувствие и поддержку и по аналогии с проблемой данного
клиента учатся решать свои собственные жизненные проблемы. Гештальт —
это некоторый целостный образ ситуации в связи с которым или в котором
возникла или существует проблема клиента. Главная задача — помочь
человеку осознать в чем состоит неправильность или ошибочность
имеющегося у него гештальта и исправить его.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 3022
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
|