Понятие коммуникативной компетентности и Социально–психологический тренинг.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Понятие компетентность в общем смысле рассматривают как знания и опыт в той или иной области Емельянов: Коммуникационная Компетентность –
основанная на знаниях и чувственном опыте, ориентированность человека в
ситуациях общения, способность индивида эффективно взаимодействовать с
окружающими людьми в системе межличностных отношений. Оно формируется в
ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную
деятельность. Компетенция (лат.) – соответствие, соразмерность. К.К. –
усвоение этико- и социально-психологических эталонов, стандартов,
стереотипов поведения, овладение техникой общения. Андреева Г.М.
(социальная психология). Коммуникативная компетентность – это совок-ть
навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Петровская).
Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента (по Петровской):
Коммуникативно-диагностический – умение проводить анализ и оценку
коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Коммуникативно-планирующий – подбор адекватных средств взаимодействия;
Коммуникативно-исполнительский – осуществление коммуникации;
Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях).
10 ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: I.
Включает 5 компетенций, относящихся к человеку как к личности, субъекту
деятельности и общения: компетенция здоровье – сбережение, человек
должен обладать знаниями в области сохранения своего здоровья. Должны
быть соответствующие привычки и нормы поведения для гармонизации
здоровья. Знание опасности: курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа,
правила личной гигиены, физическая культура, свобода и ответственность в
выборе образа жизни. Компетенция ценностно-смысловой ориентации.
Ценности бытия, жизни человека, культуры и науки (живопись, литература),
собственной страны (история), религии (вера в Бога). Компетенция
интеграции (объединения) познания – желание приобщаться к истории.
Компетенция. гражданственности. Знание и соблюдение прав и обязанностей
своей страны, уверенность в себе. Компетенция. самосовершенствования,
саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии,
овладение культурой русского языка, иностранными языками,
профессиональное развитие, понимание смысла жизни. II. Компетенция,
относящиеся к социальному взаимодействию человека: Компетенция
социального взаимодействия. Воспитание сотрудничества, толерантности,
уважения, принятия другого (независимо от расы, национальности, религии,
пола, статуса, роли). Чувство общности, воспитание семьянина. Умение
действовать в конфликтах и их погашать. Компетенция в общении (к.к.)
Знания и соблюдение традиций ритуала, этикета. Умение общаться вербально
(устно, письменно, строить диалог, монолог) и невербального общения
(жесты, мимика). Деловая переписка, делопроизводство. III.
Компетенция, относящиеся к деятельности человека: Компетенция
познавательной деятельности. Формирование умения учиться, постановка и
решение задач, создание и решение проблемных ситуаций, формирование
культурной и интеллектуальной деятельности. Компетенция деятельности.
Человек должен свободно владеть игрой, проявлять себя в учении и труде.
Уметь: Способы деятельности: планирование, проектирование,
моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность.
Компетенция информационных технологий. Владение интернет-технологией,
умение преобразовывать информацию (читать, конспектировать,
анонсировать…). Пользоваться компьютерной грамотностью. Все Компетенция
проявляясь в деятельности и поведении становятся личностными качествами и
свойствами, т.е. речь идет не только о знаниях, но и способности
использовать эти знания (что надо знать и как этим пользоваться). Если
человек знает, не пользуется этими знаниями, то он не компетентен (курю,
хотя знаю, что это плохо). Каждая Компетенция включает в себя:
мотивационный аспект (что мне это дает) и Когнитивный (знания, опыт и
выработка саморегуляции). 1. Мотивационный аспект Д.Равен - Готовность к
проявлению. 2. Когнитивный аспект - Владение знанием содержания
компетентности. 3. Поведенческий аспект - Опыт проявления Компетенция в
разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (тренинги). 4.
Ценностно-смысловой аспект: Отношение к содержанию Компетенция и объекту
ее приложения (осознание); Эмоционально-волевая регуляция проявления
процесса Компетенция.
«Коммуникативные барьеры»:
Залюбовская Е.В. Причина возникновения коммуникативных барьеров как
некоторых психологических препятствий на пути нормального общения людей. Причина
возникновения коммуникативных барьеров. Неадекватность мотивации
общения; Дефицит операциональных возможностей субъектов вербального /
невербального общения (не владеют средствами общения); Особенности
индивидуальных свойств партнеров → барьеры черта характера; Особенности
ситуации общения (неопределенность). Коммуникативные способности
входят в структуру Коммуникативной Компетенции. Васильев Г.С.:
Коммуникативная способность – та часть структуры личности, которая
отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее
успешное осуществление. В структуре Коммуникативной способности. он
выделяет: 1. Гностическую, познавательную способность (знания). 2.
Экспрессивную (самовыражение в общении). 3. Интерактивная способность
(умение оказать влияние на людей). Компоненты Коммуникативной
способности: 1.Знание о том, как люди с разными индивидуальными
особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации. 2. Знание как
интересы, эмоциональные состояния людей проявляются в непосредственном
общении друг с другом (в словах, жестах, мимике). 3. Знание норм и форм
поведения речевого этикета и умение ими пользоваться. 4.Знание как сам
человек (субъект общения) воспринимается партнерами по общению. 5.
Умение понимать людей эмоционально располагать к себе, строить
доброжелательные отношения. 6. Умение убеждать людей не ухудшая
взаимоотношения с ними. 7. Умение действовать в конфликтных ситуациях.
8. Высказывать какое-либо недовольство, при этом не испортив отношения с
людьми. 9. Умение спорить без обид и ругани. 10. Умение правильно
выбирать социальные роли для себя в общении. Таким образом,
Коммуникативная Компетенция имеет сложную структуру, включающая в себя:
1. Вербальные/невербальные средства общения. 2.Формы речевого этикета
(умение делать комплименты, здороваться).
Социально–психологический тренинг.
Емельянов- группа методов развития способностей к обучению и овладению
любым сложным видам деятельности. В 1982 г. Петровская ввела понятие
Социально–психологический тренинг. По Петровской
«Социально–психологический тренинг» – один из активных методов обучения,
средство воздействия, направленное на развитие знаний, соц. установок,
навыков межличностного общения (т.е. развития коммуникативной
компетентности). Основная цель социально–психологического тренинга –
повышение компетентности в общении. Тренинг (по Макшанову) часто
использ-ся сегодня – многофункциональный метод преднамеренных изменений
психологических феноменов человека, группы и организации с целью
гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Виды тренинга:
Личностного роста; Социально-психологические (Социально–психологический
тренинг). Впервые тренинговые занятия для развития компетентности в
общении проводились в США (г.Беттел) учениками К.Левина (Т-группы). В
60-х гг наряду с Т-группами возникают тренинги развития жизненных и
социальных умений, опирающиеся на традиции гуманистической психологии
Роджерса. В 70-е гг в Лейпцигском университете (Германия) под
руководством М.Форверга был разработан метод, названный
социально–психологическим тренингом (СПТ). Содержанием
Социально–психологического тренинга выступали ролевые игры с элементами
психодрамы, создающие условия для формирования эффективных
коммуникативных навыков. Может быть конкретизирована в ряде задач:
приобретение знаний в области психологии общения; формирование умений,
навыков в области межличностного взаимодействия; развитием установок,
определяющих поведение в общении; развитие перцептивных способностей
человека (развитие сензитивности); коррекция и развитие системы
отношений личности (все его вербальные и невербальные проявления). Одним
из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия
ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.
Воздействие может осуществляться:
на уровне установок; либо умений и навыков; либо перцептивных
способностей. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой
группы нецелесообразно, так как это снижает эффективность воздействия.
Наиболее часто применяемыми методами Социально–психологического тренинга
являются: групповые дискуссии; ролевые и деловые игры;
психогимнастические упражнения; проективный рисунок; элементы
психодрамы. Эффекты (результаты) Социально–психологического тренинга
измеряются с помощью: обратной связи в письменном виде; метода анализа
документов; контент-анализа. Все эффекты делятся в соответствии со
структурой компетентности на 3 группы: познавательные эффекты (знания о
себе, о других, об общении); поведенческие эффекты (нашел друзей, решил
проблемы общения, стал открытым); эмоциональные эффекты (испытал новые
переживания, новый опыт общения, изменился…). Социально–психологический
тренинг сегодня активно используется в работе с детьми, родителями,
профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями
предприятий и организаций.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 6088
| Рейтинг: 3.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|