Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество
индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий
опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную
деят-ть и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми
особ-ми. Отеч. психологи под личностью понимали высший уровень развития
человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы:
подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). Впервые
попытку структурировать Личность предпринял Фрейд и предложил 3-х
компонентную структуру Личности.: ид (оно) – врожденное, неосознаваемое
(кипящий котел влечений), эго(я) - опыт взаимодействия с реальностью
(хочу-нельзя), суперэго (сверх я) – моральный цензор. В отеч. психологии
структуру Личности описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев.
Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности: 1. сдвиг мотива на
цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью
(мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное»
поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится
мотивом)). 2. идентификация (подражание взрослым). 3. принятие и
освоение социальных ролей. Социальная роль – система предписаний,
которая отражает ожидаемую форму поведения в той или иной соц. группе.
Социальный статус (позиция) – это место человека в системе сложившихся
социальных отношений. Леонтьев: рождение Личности: 1. дошкольный возраст
– начало формирования иерархии мотивов (подчинение соц нормам); 2.
подростковый возраст – выражается в самопознании, осознании своих
мотивов и параметров Личности: 1 .богатство связей индивида с миром; 2.
степень иерархичности деятельности,их мотивов; 3. общий тип строения
Личности. Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Личность,
выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна
ограничиваться ролью и статусом). Божович: выделяет 2 критерия
сформированной Личности: 1. чел-ка можно считать Личность, если в его
мотивах есть иерархия, т е если он способен преодолевать собственные
непосредственные побуждения ради ч-л другого, т е он способен к
опосредованному поведению. Мотивы, которые преодолеваются
непосредственным побуждением, социально значимы, они соц-ны по
происхождению и смыслам, т е заданы в обществе и воспитаны в чел-ке; 2.
Способность к сознательному руководству сознательным поведением – оно
осуществляется на основе мотивов-целей (сознательное соподчинению
мотивов: самопознания, самосознания) Рубинштейн выделял 3-х компонентную
структуру Личности: 1. направленность Личности (что хочет человек) –
ведущий компонент Л; 2. З, У, Н (что он может); 3. Индивидуально
психологические особенности (что есть он сам). У Платонова добавляется 4
структура: биологически обусловленная (все что врожденно – задатки,
морфологические особенности). Направленность – это соц компонент. В
работах отечественных психологов понятие Личность фиксирует в себе
особый способ существования человека, существования его как члена
общества, как представителя определенной соц группы, поэтому считается ,
что сущность Личности проявляется в позиции человека, во
взаимоотношении его с др людьми, а также раскрывается в его жизненных
целях, мотивах и стратегиях поведения.( К психическим св-вам личности
относят наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие
определенных количественный и качественный уровень деятельности и
поведения человека: Направленость – совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от
наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие св-вами
личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание,
стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем
в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических
особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой
возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой
(Теплов).Способности – высокий уровень развития общих и специальных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности.Характер – совокупность индивидуальных
психических св-в, складывающихся в деятельности и проявляющихся в
типичных для данного чел способах деятельности и форм поведения. Воля –
это сознательное регулирование человеком своего поведения и
деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние
трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.Эмоции –
психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие
личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
жизнедеятельности человека.Познавательные процессы – связаны с
восприятием и переработкой информации (это ощущение, восприятие,
представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благодаря
им мы получаем сведения об окр. мире и себе. Характеризуя Личность, в
первую очередь оценивают ее поступки, т к данная оценка позволяет
оценить степень зрелости Личности. Сущ-ет 3 типа подходов к проблеме
структуры Личности: 1. отождествление струк-ры Личности со структурой
физического объекта. Структура Личности рассматривается как набор фактов
или черт Личности (теория черт); 2. Блочный подход: выделяют
подструктуры: мотивация, хар-р, темп-т, прошлый опыт. Исслед-ся хар-р
связей между блоками; 3. В кач-ве системообразующего фактора рассм-ся то
или иное динамич-кое образование Личности. (для себя).
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 3004
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|