Малая группа характеризуются тем, что ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов.
Нижний предел малой группы определяется как диада –
это особый случай малой группы, т.к. в диаде отношения строятся сугубо
как эмоциональные (существует триада, 3-ий разрешает спор).
Верхний
предел малой группы принадлежит определению по реальному составу, можно
прибегнуть к неколичественному критерию. Малой будет считаться такая
группа, в которой периодически создаются ситуации, позволяющие
непосредственно общаться друг с другом всем членам данной группы. В
первых исследованиях малой группы в ХХ столетии изучено, что более
эффективной индивидуально или в присутствии людей, изучены коактные
группы (люди, находящиеся в одном помещении). Были открыты 2 эффекта:
1. Эффект социальной фацилитации – присутствие других людей ускоряет действие одного.
2. Эффект ингибиции – присутствие других людей тормозит действие одного.
Проявление того или иного эффекта связано с типом задания:
1. Задание логарифмическое.
2. Задание творческое.
Сопоставление
одного человека и группы во взаимодействии показало, что группа быстрее
справляется с заданием, меньшее количество ошибок на ранних этапах
решения. Имели место в 20-е годы. В конце 20-х годов в США при изучении
малой группы подходы:
1. Социометрический подход. Д.
Морено, предпочтение отдает малой группе. Морено создал
социометрический тест. Изучал эмоциональные отношения в группе. Исходил
из идеи о том, что в обществе можно выделить 2 системы отношений:
макроструктуру (пространственное размещение индивидов в различных формах
их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру псих отношений
индивида с окружающими его людьми). Все напряжения, конфликты, в том
числе социальные происходят из-за несовпадения микро-и макро структур:
система симпатий и антипатий часто не вмещается в рамки макроструктуры, а
ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящие из
приятных в психологическом отношении людей. Следовательно, задача - в
пристраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в
соответствие с микроструктурой.
2. Социологический подход
к изучению малой группы связано с именем Мейо. Хоторнский эсперимент -
производительность труда сборщиц реле. В эксперименте группе увеличили
освещенность и производительность труда выросла, в контрольной группе
это не делали. На 2 этапе в эксперименте группе еще увеличили
освещенность и опять рост производительности труда, но и в контр группе
она вдруг выросла. На 3 этапе в экспериментальной группе были отменены
улучшения освещенности ,а производительность труда продолжала расти,
тоже и в контр группе. Важным оказался сам факт участия работниц в
эксперименте, осознании важности происходящего. Мейо – особый случай
социабильности - потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то
группе. Второй вывод - в ходе экспериментов открывает факт существования
в малой группе 2-х структур отношений: формальные, неформальные. Далее
созданы технологи, позволяющие использовать неформальные отношения для
повышения деятельности этой структуры.
3. Школа групповой динамики -
Курт Левин. Изучена групповая динамика, т.е. процессы, которые означают
переход малой группы от одной стадии развития к другой.