Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Память – процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.
Виды Памяти: 1.по модальности: зрительная, слуховая; по времени хранения информации: долговременная – память в интересах длительного сохранения информации, кот часто запоминается после длительного повторения (ФИО, год рождения), кратковременная – запоминание и сохранение информации на короткий срок, после однократного и очень не продолжительного восприятия, объем 7+-2; оперативная или рабочая – относится к конкретно выполняемому действию, на время и для выполнения задачи – пока действие не завершено – оно в памяти, как только оно заканчивается – уходит из памяти (официант хорошо помнит, что заказали клиенты, еще не расплатившись и не помнит, что заказали, когда расплатились); непроизвольная и произвольная: произвольная – наличие сознательно поставленной цели (выучить стих – есть цель и задача, она решается)- относится к ВПФ только у человека. Непроизвольная (есть и у животных) – она связана с непроизвольным вниманием (человек едет на работу и запоминает только экстраординарные лица). Существует стоящая особняком память – эдетическая (фотографическая) – долговременная, произвольная. Наглядно-образная: память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и др образы; словесно-логическая: память на смысл изложения, его логику; двигательная: память на движения; эмоционаольная: память на переживания. Кроме того в зависимости от приемов заучивания различают механическую (запоминание информации в той форме, в кот она воспринимается) и смысловую (логическая – запоминание смыла изучаемой информации) память.

Процессы Памяти: запоминание (запечатление в сознании чел-ка полученной инф-ции, кот явл необходимым условием обогащения опыта чел-ка новыми знаниями и формами поведения), сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени), воспроизведение (это активизация закрепленного ранее содержания психики), узнавание (сопровождающие процессы памяти явления психики, позволяющие им более эффективно функционировать). Память в целом и конкретного чел-ка в частности имеет свои особенности , свидетельствующие о его эффективности: 1. объем – важнейшая характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации; 2. быстрота – способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. 3. точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. 4. длительность – свидетельствует о способности чел-ка удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию (КП,ДП,ОП) 5. готовность - свидетельствует о предрасположенности человека и его сознании всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Закономерности Памяти
: 1.закон ассоциаций; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени( выученный материал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несколько раз эффективнее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эффективности запоминания спустя некоторое время).

Память как ВПФ. Развитие памяти.
Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию. Память – ВПФ, т.к. обладает всеми свойствами ВПФ: 1. Память – произвольна, потому что связана с волевым контролем запоминания. 2. Память – опосредована, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (образы, ассоциации). 3. Память – социальна, т.к.  напрямую зависит от практической деятельности человека.

Теория развития Памяти: 1. Эббингауз первым начал изучение Памяти. Кривая забывания отражает фундаментальный закон человеческой памяти - сколько бы мы не учили информации, часть все равно забудем. Наиболее интенсивное забывание в первые часы после заучивания. Физиологической основой забывания является угасание временных связей при отсутствии их подкрепления. 2. Жане первый стал трактовать Память как систему действий, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов Памяти от практической деятельности человека. 3. Блонский П.П. Различные виды Памяти, представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды Памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов: двигательная, аффективная, образная и логическая. Двигательная  – от рождения. Аффективная  – примерно в 6 месяцев. Образная  – в 2 года. Логическая  – 3-4 года – подростковый возраст. Существенную  роль в развитии Памяти играет речь,  поэтому процесс совершенствования Памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. 4. Выготский Л.С. Совершенствование Памяти в филогенезе шло за счет улучшения средств запоминания и изменения связей мнемических функций с др. психическими состояниями и процессами. Память по мере своего развития сближалась с мышлением. 5. ЛеонтьевА.Н. Проводил опыты с детьми разного возраста и со студентами. Вывел кривую непосредственного и опосредованного запоминания. Если у дошкольников запоминание, в основном, непосредственное, то у взрослых опосредованное.

Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 4714 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved