Понятие о внимании. Функции, свойства. Виды. Развитие внимания.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Внимание – избирательная направленность сознания
человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на
нем при одновременном отвлечении от др. Существуют противоречивые точки
зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что
внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает
как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие
психологи считали, что внимание - это отдельный психический процесс,
т.к. он имеет свои закономерности и свойства.
Виды внимания:
(Добрынин) непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, по
модальности.1. Непроизвольное внимание - это непреднамеренная
сосредоточенность на объектах. Механизмом этого вида внимания
ориентировочно является "рефлекс", или "рефлекс что такое?". (На
неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс).2.
Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания
на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка).
Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система -
ощущения - яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная
система - речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить
цель).3. Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее из
произвольного, но это направленная сосредоточенность сознания, без
волевых усилий, в силу возникновения интереса к объекту. Открыл и
исследовал этот вид внимания отечественный психолог Добрынин.4. По
модальности ( слуховое. Зрительное, мнемическое, мыслительное) сколько
форм деятельности, столько и внимания ( что я чувствую: руку на коленке
или коленку под рукой).У ребенка первым появляется непроизвольный вид
внимания, произвольное внимание интенсивно формируется в младшем
школьном возрасте.
Свойства внимания: объем,
направленность, переключение, распределение, концентрация. Объем
внимания - это количество объектов, которые могут удержаться или
одновременно осознаваться с одинаковой степенью ясности. Объем равен
числу Мюллера 5 ± 2 единицы. Направленность внимания - это ориентация
сосредоточенности сознания либо на внешние объекты (внешнее направленное
внимание), либо на внутренний мир (внутреннее направленное внимание).
Например: Альберт Эйнштейн - рассеянный человек, углубленный в свою
деятельность. Переключение внимания - это сосредоточенность сознания с
одного объекта на другой. Важное свойство (летчик заходит на посадку и
должен одновременно наблюдать за приборной доской и обстановкой за
окном). Распределение внимания - это равномерное разделение
сосредоточенности на ряд объектов; это направленность сознания на
одновременное выполнение нескольких действий(Юлий Цезарь). Концентрация
внимания (противоположное -рассеянность) - это сосредоточенность
сознания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов
(высокая степень поглощенности субъекта каким-то объектом). Устойчивость
внимания – продолжительность времени, в течение которого чел-к может
намеренно поддерживать свое внимание на объекте, не отвлекаясь и не
ослабляя его. Отвлечение внимания – проявляется в виде непроизвольного
перемещения внимания с основной деятельности на отвлекающие объекты, не
связанные с выполняемой деятельностью.
Эффекты внимания:
1. ясное сознание – чем внимательней, тем яснее (Вундт – апперцепция,
Титченер – поток сознания); 2. Мнемический – запоминаем, то к чему
внимательны; 3. продуктивный эффект – если субъект внимателен, то
продуктивность возрастает. Развитие произвольного внимания начинается с
непроизвольного или «естественной или натуральной функции» - Выготский,
затем элементы произвольности вносятся первоначально взрослым, который
фиксирует внимание ребенка на каких-то объектах. Постепенно с развитием
речи регуляция внимания становится внутренней (аутогенной), но при этом
есть период в развитии внимания, когда ребенок его организует за счет
эгоцентрической речи (вслух, но для себя). Процесс образования ВПФ
сначала природные психические процессы, затем ВП процессы. Пример:
интерпсихическая (ребенок – взрослый): внешняя речь (средство общения) –
Эгоцентрическая (вслух, но для себя) – интрапсихическая: (внутренняя
речь (для себя). Историческое развитие Внимания пытался проследить
Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития
Внимания ребенка есть история развития организованности его поведения:
1) Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как
объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 2)
Конец 1-го года – возникновение ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 3)
Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного внимания под
влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный
взрослым предмет. 4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной
выше первоначальной формы произвольного внимания. 5) 4,5-5 лет –
появление способности направлять внимание под влиянием сложной
инструкции взрослого. 6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы
произв. внимания под влиянием само инструкции (с опорой на внешние
вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется
преобладанием внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного
факторами внешней среды. 7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и
совершенствование произв. внимания. Характеризуется бурным развитием
внутреннего внимания, т.е. , опосредованного внутренними установками
ребенка. Проблема развития Внимания: 1) Развитие произв. внимания тесно
связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте
по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду,
внимание ребенка как непроизвольное, так и произвольное продолжает
развиваться. Рубинштейн утверждал: а) в педагогическом процессе надо
использовать непроизв. внимание, б) содействовать развитию произв.
внимания. Надо использовать эмоциональный фактор (например, яркость
наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим
предметом обучения, трудовой деятельностью. 2) В развитии внимания
ребенка существенным является его интеллектуализация: внимание сначала
опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на
мыслительные связи, отсюда расширяется объем. Выводы: – произв. внимание
является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к
произв. вниманию формируется в систематическом труде (Рубинштейн).
Функции внимания:
оно представляет собой психологическое действие направленное на
содержание образа, мысли, на другие представления, возникающие в данный
момент в сознании человека. По своей функции оно представляет собой
контроль за этим содержанием. Функции Внимания: отбор значимых,
релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности,
воздействий;- игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих
воздействий,- удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор пока
не будет достигнута цель;- регуляция и контроль протекания
деятельности.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 6411
| Рейтинг: 3.8/5 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|