Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Взаимодействия - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождение их взаимного обусловливания и их связь. Содержание взаимодействия определятся вокруг чего и по поводу чего разворачивается это взаимодействие.

Стиль взаимодействия – как человек взаимодействует с окружающими. Бывает продуктивно и непродуктивно.
Продуктивный стиль – плодотворный способ контакта партнера, который способствует установлению взаимного доверия и раскрытию личностного потенциала.
Непродуктивный стиль – не плодотворный способ контакта партнера, который блокирует реализацию личностного потенциала.

Критерии, которые определяют стиль взаимодействия: 1.Характер активности в позиции партнера: продуктивный – рядом с партнером; непродуктивный – над партнером. 2.Характер выдвигаемых целей: продуктивный – совместная разработка целей; непродуктивный – доминирующий партнер не стремится обсуждать цели. 3. Характер ответственности: продуктивный – ответственность поровну; непродуктивный – доминирующий партнер берет ответственность на себя; 4. Характер отношений, которые возникают между партнерами: продуктивный – доброжелательность, доверие; непродуктивный – агрессия, обида.

Виды взаимодействия: 1.Межличностная - «я», «он». Контакты 2-х или более людей, которые вызывают изменение поведения, установок, отношений. 2. Межгрупповая – «мы», «они». Процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия множественных субъектов и объектов друг на друга.

Уровни взаимодействия: 1. Низший уровень – первичные контакты, которые впоследствии могут не повториться. Характерен обменом информации, общением, восприятием друг друга, принятия или неприятия людей друг друга. 2.Средний уровень - характер для продуктивной совместной деятельности, принятия эффективного решения проблем, эффективное влияние людей друг на друга – убеждение, внушение, конформность. 3.Высший уровень – взаимное содействие людей и полное взаимопонимание. Общение – это процесс, которые осуществляется с помощью средств речевого и не речевого воздействия. Предполагает взаимодействие между несколькими участниками, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между партнерами.

Интерактивная сторона общения Общение как взаимодействие – интеракция.
Структура интеракции 1. Подход Щепаньского: предлагает рассматривать структуру взаимодействия через стадии его развития. Каждая стадия как структурный элемент. 2. Стадия пространственного контакта. Участники оказываются рядом в пространстве. Если взаимодействие развивается – следующая стадия 3. Стадия психологического контакта – взаимодействие заинтересованных партнеров друг в друге. 4. Стадия социального контакта – между партнерами разворачивается совместная деятельность.5. Стадия взаимодействия – партнеры осуществляют действия, цель которых вызвать реакцию у другого.6. Стадия социального отношения – партнеры осуществляют целые системы действий взаимосвязанные друг с другом. Эрик Берн, автор концепции трансактного анализа. Он считает, что регулировать взаимодействия возможно через регулирование позиций участников. Эго-состояние – позиция участников: либо будет эта позиция стабильна и продолжительна во времени, либо наоборот взаимодействие будет обречено на распад. Позиция: неудачное сочетание родитель-взрослый должны изменены. Исследование различных типов взаимодействия: 1. Кооперативное взаимодействие или кооперация - это взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного согласия и не нарушают его, пока совпадают их интересы. 2. Конкурентное взаимодействие или конкуренция- взаимодействие, которое характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей или интересов в условиях противоборства между людьми. Кооперативное взаимодействие изучается гораздо меньше, хотя кооперация является обязательным элементом совместной деятельности. При изучении фиксируется показатель тесноты кооперации. 1. Степень включенности во взаимодействии. 2. Вклады партнеров в достижение совместной цели.

Стратегии поведения (в зависимости от кооперации или конкуренции): сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчивость (альтруизм), избегание или уход от контакта. Бейлз разработал схему, которая регистрирует более типы взаимодействия:

  1. Область позитивных эмоций  --   1.солидарность; 2. снятие напряжения; 3.согласие
  2. Область постановки проблемы  --  1.предложение, указание; 2.мнение; 3. ориентация других
  3. Область постановки проблемы --   просьба об информации; просьба высказывать мнение;просьба об указании
  4. Область негативных эмоций --   несогласие; создание напряженности; демонстрация антагонизма


Крайним вариантом конкурентного взаимодействия является конфликт.

Конфликт – это обострение отношения, когда позиция и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.
Структура конфликтного взаимодействия Выделение участников или стороны конфликта. Участниками могут быть: отдельные люди, группы людей (групповые конфликты: 1 человек и группа), личность и группы (межгрупповые), межличностные. Условия протекания конфликта. Отношение и непосредственное окружение участников и более широкий социо-культурный контекст. 3. Образы конфликтных ситуаций – это система представлений участников конфликта о самих себе, о своем оппоненте, о той ситуации, в которой имеет место конфликт. Образы конфликтных ситуаций детерминируют поведение. 4. Возможные действия участников конфликта – стратегии конфликтного поведения, которые выбирают участники конфликта. Исходы конфликтных действий представлены на идеальном уровне и завершается на реальном уровне.

Динамика конфликта. Вопрос о развитии конфликта важен.
I этап. Возникновение объективной конфликтной ситуации – это такая ситуация, когда стремление одного участника к достижению поставленной им цели объективно препятствует достижению другими участником поставленной им цели. Первоначально она не осознается на момент возникновения. Конфликт может развиться, может не развиться.
Если развивается, переходит ко II этапу. Осознание участников объективной конфликтной ситуации. Осознание может происходить по-разному. 1. Объективную конфликтную ситуацию участники воспринимают как конфликтную без отклонения от действительности. Воспринимают адекватно понятый конфликт. 2. Объективная конфликтная ситуация существует и участники воспринимают ее как конфликт, но с некоторыми отклонениями от действительности. Это неадекватно понятый конфликт. 3. Объективная конфликтная ситуация не существует и отношения воспринимаются как конфликт. Такая ситуация называется ложный конфликт.
III стадия развития конфликта 1. Стадия конфликта поведения. Эта стадия открытая, очевидная, в т.ч. для наблюдателя. На этой стадии участники совершают конфликтные действия. Особенностью конфликтных действий заключается в том, что они являются деструктивными действиями по своей направленности. Цель сделать так, чтобы другой не смог достичь того, что хочет.
IV стадия – разрешение конфликта Разрешение конфликта может за счет: 1. Преобразование конфликтной ситуации, т.е. снять конфликт. 2. Преобразование образов конфликтной ситуации.3. По своим итогам разрешение конфликта может быть полным и может быть частичным. Ситуация частичного конфликта – открытое противоборство отсутствует, но внутренне участники конфликта сохраняют готовность к продолжению конфликта. Конфликт проходит не все стадии, любая стадия может быть выпущена. Динамика конфликта допускает переход конфликта из одной формы в другую (например: межличностный становится групповым, внешний конфликт становится внутри групповым).

Функции конфликта: 1. Конструктивная 2. Деструктивная. Деструктивность конфликта состоит в том, что факт участия в конфликте переживается его участниками как психический дискомфорт. Конструктивность конфликта заключается в том, что любой конфликт выступает как источник нового знания.


Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 9948 | Рейтинг: 3.9/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved