Деятельность специалистов, которые реализуют психологическое обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляется как: * психолого-просветительская деятельность;* диагностическая работа; *тренинговая работа * консультирование; коучинг.
Психолого-просветительская деятельность
создает предпосылки для того, чтобы психологические услуги и информация
оказались востребованными в организации. Основная направленность
психолого-просветительской деятельности состоит, прежде всего, в
повышении психологической грамотности персонала, дабы гуманизировать
организационную среду, повысить психологическую безопасность персонала,
его устойчивость к деструктивным влияниям. Вторая, не менее важная
задача психологического просвещения — сформировать благоприятный имидж
как самой деятельности психолога в организации, так и собственно задач
психологического обеспечения, раскрыть их гуманистическую сущность;
обеспечить профилактику страхов и недоверия персонала к психологу в
организации. Третья — популяризация и разъяснение новейших
психологических исследований, которые отражают потребности личностного
роста и организационного развития. Четвертая задача — формирование у
персонала потребности в психологических знаниях и навыках и желания
использовать их в профессиональной деятельности и в иных жизненных
ситуациях
Диагностическая работа: 1. диагностика
человеческих ресурсов (диагностическая процедура связанна с проведением
тестовых методик индивидуально) используется в подборе кадров; 2.
организационная диагностика – систематический сбор информации о
состоянии организации, анализ этой информации, результатом которой
должно стать выявление проблем и способы их решения, организационная
диагностика может быть: общей и специальной (только какое-либо
подразделения организации или аспект ее деятельности). Используются
разные методы: опрос, наблюдение, контент – анализ, фокус группы,
индивидуально-глубинное интервью. Это позволяет диагностировать:
мотивацию персонала, имидж организации, психологический климат,
восприятие организационной культуры; можно производить оценку
воздействия на персонал и можно оценивать разные аспекты Деятельности
организации.
Тренинги: коммуникативный и
командообразование – процесс целенаправленного формирования особого
способа взаимодействия людей в организационной группе, который позволяет
эффективно реализовать их потенциал сообразно целям организации.
Основные
задачи: 1. укомплектовать команду (соц. психолог осуществляет отбор
команды, но сначала выявляет критерии на основании чего он будет
привлекать в команду (физическое здоровье, стрессоустойчивость), но
обязательно при выделении этих критериев социальный психолог должен
учитывать роли: генератора идей, критика. Непосредственный отбор можно
проводить по результатам тестирования, наблюдения, медицинским
параметрам или по результатам ситуационно-поведенческого тестирования. В
целом требования к команде не меньше 3 и не больше 12 человек. 2.
Гетерогенный состав (пол, возраст). Результат работы в таком составе
более эффективен. По ценностным ориентациям должно быть сходство и
максимальное различие в эмоциональном реагировании и в когнитивном
стиле. 3. Тренинг командной сыгранности – в форме групповой дискуссии
(использование видеотренинга), упражнения направлены на сплоченность
команды. Результат: индивидуальные цели должны быть согласованны с
группами, создание психологического климата, ясное понимание ролевой
структуры команды. В ходе тренинга должны выработаться способы
совместных решений проблем, иногда социальный психолог обращает свое
внимание на подготовку командных лидеров и уже их обучает созданию
команды.
Консультирование: индивидуальное;
социальный психолог может принимать участие в организации
консультирования, которое предполагает содействие в организации и
проведении структурных изменений. Цель: улучшение эффективности
деятельности организации. Организация консультирования - комплексный
процесс: 1. аттестация персонала; 2. разрешение конфликтов; 3. обучение
делегированию полномочий; 4 формирование кадрового резерва; 5
оптимизация общения; 6 выстраивание системы вознаграждений (сангций).
Коучинг:
подготовка к определенному событию: открытие какого-либо нового
структурного подразделения в организации. Он предполагает целую систему
приемов, которые должны способствовать развитию личности или группы и
обеспечивать максимальное раскрытие потенциала личности или группы.
Коучеры могут использовать трениговые процедуры, элементы
консультирования, давать советы в беседе (но это категорически
воспрещено в консультировании). Ограничений по методу нет. Может быть
персональный Коучинг, вип Коучинг, креш Коучинг (краткий - подготовка к
диплому), экзистанциональный Коучинг (длительный), Коучинг в
организации, который предполагает организацию помощи персоналу при
решении каких-либо задач. Коучер должен быть всегда в доступе для
клиента.