Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке
социальной психологии, социологии и этнографии, которые также в той или
иной мере изучают национальные особенности человеческой психики
(Андреева Г.М.). Это наука изучающая закономерности развития и
проявления национально психологических особенностей людей как
представителей конкретных этнических общностей. Первые крупицы
этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и
историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Этнос (этническая общность) –
исторически сложившаяся на опред-ной территории общность людей,
обладающая единым языком, общими относит-но стабильными особ-ми культуры
и психики, а также общим сознанием своего единства и отличия от всех др
подобных образований. Формир-ние этноса обычно происходит на основе
единства терр-рии и экон-кой жизни, однако, в рез-те миграций, многие
народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К
признакам выражающим системные св-ва этноса и отделяющим его от др
этноса отност-ся: язык, народное искусство, традиции, обычии, нормы
поведения. Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в
середине 19 в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки.
Создание новой дисциплины –психологии народов – было провозглашено в
1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость
развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли
потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных
индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном
понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все
индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все
они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители
понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к
определенному народу, и одновременно как их самосознание. Идеи Лацаруса и
Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной
Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка
«встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа,
историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности
«объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной
деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По
мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке,
мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов. Еще
одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим
названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом.
Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры
есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе
культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего
психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к
смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы,
религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания,
«отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно
концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические
коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ
любит? Чего боится? Чему поклоняется?
Предмет. Это
чувство принадлежности к этносу. (этническая принадлежность)
Этничность- это социологическая категория, принадлежность к этносу по
определённым признакам (место рождения, язык, культура).
Задачи этнопсихологии как науки.
1. выявление психологических механизмов, формирование позитивной
этнической и культурной идентичности (патриотизм напр.).2. исследование
проблем межэтнического взаимодействия, механизмов межэтнической
напряженности, особенностей восприятия, явления этноцентризма и
этнической интолерантности. 3. изучение механизмов аккультурации
(вхождения человека в иную культурную среду). 4. сравнительное
(кросскультурное) изучение национально-психологических особенностей
различных народов мира, источники формирования
национально-психологических особенностей, специфика мотивационной сферы,
своеобразие коммуникативной сферы, выявление отличительных национальных
черт, выработка рекомендаций для руководителей предприятий,
педагогических работников и др.
Направления этнопсихологических исследований.
Решение задач, строящих перед этнопсихологической наукой, достигается
разными способами. Во-первых, осуществляется планомерная и тщательная
разработка теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний,
как в нашей стране, так и зарубежом. Во-вторых, широкое поле для
исследовательской деятельности этнопсихологов представляет изучение
конкретных национально-психологических особенностей людей нашего
государства, одного из самых полиэтнических в мире. Народы его
существенно различаются по своей численности, культуре, экономике и
национальной психологии. Исследование последней велось совершенно
недостаточно, тормозилось в годы культа личности и период застоя. И если
бы современно проводился всесторонний и глубокий учет
национально-психологических особенностей участвующих в происходящих
сейчас межнациональных конфликтах сторон, многие трудности могли быть
преодолены гораздо легче. Долг всех ученых нашей страны, а не только
этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать
национально-психологические особенности наций и народностей, проживающих
у нас, и тем самым способствовать решению многих проблем, развитию
дружбы и взаимопомощи людей разной национальной принадлежности.
В-третьих, решение ряда задач этнопсихологии может осуществляться в
рамках других наук, с которыми она тесно связана, т.к. имеет сходный
объект – явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия
и общения. Этнопсихология совместно с политической псих. может
заниматься анализом социальных явлений, возникающих в обществе тщательно
фиксируя: 1. Какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жителей
того или иного национального региона нашей страны имеют свои
специфические этнические особенности, своебразие функционирования
которых существенно влияет на формы проявления самосознания данного
народа в политической деятельности; 2. находятся или нет эти
потребностно-мотивационные компоненты национальной психологии в
противоречии с функционирующими в общественном сознании традиционно
формируемыми нормами политического и межнационального взаимодействия
между людьми; 3. каковы механизмы защиты политического самосознания
представителей конкретных этнических общностей от элементов
национализма, шовинизма в ходе межнационального общения. Участвуя в
деятельности по изучению политического самосознания людей разной
национальной принадлежности в нашей стране, этнопсихологи предоставляют
по мере необходимости конкретные методики и общую методологию анализа,
адаптируют их к своеобразию изучаемых феноменов. Этнопсихология должна
развиваться во взаимодействии с педагогической наукой. Воспитательная
работа, особенно среди представителей различных наций и народов, имеет
свою специфику, которую необходимо принимать во внимание.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 6513
| Рейтинг: 3.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|