Принцип развития –
психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее
развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс
количественного изменения в качественное и приводит к скачкообразным
появляется новообразованиям (в развитие речи – ребенок молчит, хотя все
понимает, а потом резко заговорил). Предпосылки органические свойства
создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования ВПФ, но не
их содержания и не их структуру.
Источник – соц. среда, культурный опыт человека выступают для ребенка в качестве источника развития.
Условие – врожденное свойство организма, его созревание; 2-е условие – общение со взрослым.
Движущие силы
– по Выготскому, являются – обучение., по Леонтьеву – собственная
деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает
исторически сложившиеся человеческие способности.
Запорожец
Александр Владимир: сравнивал позиции Зарубежных и Отечественных
психологов. Теории онтогенетического развития психики условно можно
разделить на две группы: Биогенетические концепции – основным фактором
развития считается наследственность, т.е. становление психики и
поведения – результат эволюционного преобразования заложенных
возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория
рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития
человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории
человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3
ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной
принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В
указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В. Штерн
(теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с
внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все
же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие –
процесс адаптации ребенка к соц. среде) Изучая влияние наследственности и
среды на психическое развитие, первым стал проводить лонгитюдные
исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция
психическое развития – развитие связано с перемещением либидо (главный
мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная
теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие
интеллекта – пример биологической адаптации).
Социогенетические концепции
– основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать
любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк). Основные
представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер
(рассматривали влияние физическое состояний (голод, жажда) на процесс
научения). Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя
наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен). А.Бандура (изучал
агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение ребенок может
усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ…)). Бронфенбреннер
(рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность
человека найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься,
отсутствие интереса к делу…). Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития
личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный
характер, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда).
Выготский: законы псих развития ребенка: 1. дет развитие имеет свой ритм (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. развитие - цепь качественных изменений ( ребенок не просто мал взрослый, а существо, обладающее качественно отличной психикой); 3. закон неравномерного детского развития (гетерохронность) - сензитивный период (оптимальный период раз-я); 4. закон раз-я ВПФ. Движущие силы развития (детерминанты развития): По Выготскому – обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности