Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию

Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс количественного изменения в качественное и приводит к скачкообразным появляется новообразованиям (в развитие речи – ребенок молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил). Предпосылки органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования ВПФ, но не их содержания и не их структуру.

Источник – соц. среда, культурный опыт человека выступают для ребенка в качестве источника развития.
Условие – врожденное свойство организма, его созревание; 2-е условие – общение со взрослым.
Движущие силы – по Выготскому,  являются – обучение., по Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

Запорожец Александр Владимир: сравнивал позиции Зарубежных и Отечественных психологов. Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы: Биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В. Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц. среде) Изучая влияние наследственности и среды на психическое развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психическое развития – развитие связано с перемещением либидо (главный мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).

Социогенетические концепции – основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк). Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физическое состояний (голод, жажда) на процесс научения). Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен). А.Бандура (изучал агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение ребенок может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ…)). Бронфенбреннер (рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность человека найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…). Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный характер, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда).

Выготский: законы псих развития ребенка: 1. дет развитие имеет свой ритм (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. развитие - цепь качественных изменений ( ребенок не просто мал взрослый, а существо, обладающее качественно отличной психикой); 3. закон неравномерного детского развития (гетерохронность) - сензитивный период (оптимальный период раз-я); 4. закон раз-я ВПФ. Движущие силы развития (детерминанты развития): По Выготскому – обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности


Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 4375 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved