Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Проблема направленности личности в психологии

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Направленость – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие св-вами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Личность – индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Личность – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Отечественные психологи под личностью понимали высший уровень развития человека.

Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, не смотря на это основная идея подхода заключается в понимании личного развития, как развития мотивационной сферы личности и развития ее направленности.

Направленность – это соц/ компонент. Направленность – динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев), Н- осмновная жизненная направленность (Ананьев). В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: регуляционная (Направленность личности обеспечивает регуляцию поведения психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые), побудительная (обеспечивает активизацию и направленность поведения, связаны с мотивами и мотивацией).

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. Отечественные психологи – становясь, личностью человек должен приобретать социокультурный опыт. Божович говорила о развитии мотивационной сфере как фактора развития Личности. Направленность считается ведущим компонентом Личности. В работах психологов понятие Личность фиксирует в себе особый способ существования человека, существования его как члена общества, как представителя определенной социальной группы, поэтому считается, что сущность Личности проявляется в позиции человека, во взаимоотношении его с другими людьми, а также раскрывается в его жизненных целях, мотивах и стратегиях поведения. Характеризуя Личность, в первую очередь оценивают ее поступки, т к данная оценка позволяет оценить степень зрелости Личности.

Формами направленности являются
: неосознаваемые или мало осознаваемые мотивационные сферы (установки, склонности - характеризует направленность индивида на определенную деятельность, основой является интерес к определенному виду деятельности; желания - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; влечения - неосознанные или не достаточно осознанная потребность); осознаваемые (мировоззрения - система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, позиций; идеалы -  то, к чему стремится Личность, на что ориентируется; убеждения - высшая форма направленности, это система мотивов Личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением; ценности). Эта направленность ведет к формированию личности. Первоначально понятие личность обозначало роль человека и выполняемые им функции. В заруб. псих. одной из первых теорий в понимании сущности Личность было представление о ней как о социальной роли. Разрабатывались ролевые теории Личность, согласно которым общество предоставляет человеку систему различных соц. ролей, которые человек должен усвоить в течение своей жизни. К этому сводилось развитие Личность. А.Н.Леонтьев резко критиковал эти теории, считая, что Личность не может быть совокупностью ролей. Он отмечал, что говоря о Личности следует оценивать как человек выполняет эту соц. роль на сколько он ее принимает или нет, Леонтьев говорил о свободе выбора соц. ролей, о качестве их выполнения и самое главное об ответственности за реализуемое действие, за реализуемое поведение. Он говорил, что конечно существуют соц. роли, но Личность это не только соц. роль (есть соц. роль – медика, педагога, но все они разные). Леонтьев считал, что Личность является результатом онтогенетического развития человека и выступает как высший уровень развития индивида.

Соц. роль – система предписаний которая отражает ожидаемую от человека форму поведения в той или иной соц. группе. Заданный способ поведения, участия человека в жизнедеятельности группы и общества.

Статус – это место чел-ка в системе сложившихся соц. отношений, причем этот способ предполагает заданную форму нормативного поведения и заданного способа поведения. Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад (Рубинштейн). По Рубинштейну, в направленность входят: влечение (психическое состояние, выражающее неосознанную потребность), желание (осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному), стремление (побуждение к деятельности, в структуру входит волевой компонент), склонность (направленность на определенную деятельность, включает волевой компонент), интерес (проявление познавательной потребности), идеал (образ, который служит образцом), мировоззрение (система взглядов человека на объективный мир, на его место в мире), убеждение (высшая форма Н, система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потребности, формирующие мотивацию к деятельности). Эти формы направленности личности являются и мотивами ее деятельности. По Леонтьеву направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. По Леонтьеву мотивы могут быть осознаваемы и неосознаваемы. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека.

Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности и в материальных объектах (биологические, социальные, познавательные). Основная характеристика потребности – ее предметное содержание. Побуждающим к деятельности фактором является цель.

Цель – осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлены действия. Различают цель деятельности (частные цели) и жизненную цель (выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей; выражает концепцию будущего). Направленность личности всегда социально обусловлена (культурой) и формируется в процесс воспитания. А. Н. Леонтьев говорит о том, что «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл: мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ним, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остроэмоциональных, аффективных — лишены смыслообразующей функции: мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами». В. С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности: первый уровень — згоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, вьтгоде, престижу; второй уровень — группоцентрический, определяемый стремлением человека идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет; третий уровень — просоциальный, или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом; четвертый уровень — духовный, или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом. Д. И. Фельдштейн, рассматривая отношение подростков к общественно полезной деятельности выделяет типы деловой направленности, в основе которых лежат следующие мотивы: мотивы групповой солидарности, коллективистические мотивы, адекватные общественно значимому смыслу труда. К. К. Платонов определяет направленность личности как один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Далее К. К. Платонов подчеркивает весьма важную мысль о том, что «в направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность».
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 3717 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved