Проблема периодизации психического развития.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Эта проблема выделения закономерных периодов, этапов психологического
развития и механизмов (критериев) смены одного периода другим. Эту
проблему поставил Д.И. Фельдштейн в реферативном обзоре периодизации
психологического развития. В отличие от хронологического возраста,
выражающего длительность существования индивида с момента его рождения,
психологический возраст - относительно ограниченная во времени ступень
психического развития индивида и его развития как личности,
характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и
психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных
особенностей, материальным состоянием, профессиональной принадлежностью и
пр.
Структура возраста включает в себя: 1. социальную ситуацию развития
(ССР) – определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных
отношений, в какие области общественной жизни он входит, тот путь, по
которому социальное становится индивидуальным. 2. ведущий тип деятельности
(ВТД) – деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие
виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и
изменяется личность. Леонтьев описал механизм смены ведущего типа
деятельности - в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в мире
человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее
его возможностям, и он стремится его изменить. 3. центральные новообразования возраста
– на каждой возрастной ступени имеется новообразование, которое
является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку
всей личности ребенка на новой основе. Вокруг этого новообразования
располагаются и группируются все остальные частные новообразования
(Выготский -центральные линии развития). 4. возрастные кризисы
– переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от
другого. Зарубежные психологи, современники Выготского, рассматривали
возрастные кризисы либо как болезни роста, либо как результат нарушения
детско-родительских отношений. Они считали, что может быть бескризисное,
литическое развитие. Выготский рассматривал кризис как нормативное
явление психики, необходимое для поступательного развития личности.
Сущность кризиса, по Выготскому, заключается в разрешении противоречия
между прежней социальной ситуацией развития, с одной стороны, и новыми
возможностями и потребностями ребенка, с другой. В результате происходит
взрыв прежней социальной ситуации развития, и на ее обломках
формируется новая социальная ситуация развития.
Развитие
– процесс необратимых закономерных изменений, приводящих к
возникновению количественных, качественных, структурных преобразований
психики и поведения человека.
Свойства развития:
неравномерность – каждая психических функция, свойство имеет стадии
подъема, стабилизации, спада; гетерохронность – развитие отдельных
функций не совпадает по времени; сензтивные периоды – периоды повышенной
восприимчивости психических функций к внешним воздействиям;
кризисность. Существует множество различных периодизаций психического
развития, как зарубежных, так и отечественных авторов. Я опишу 3
отечественные, в связи с тем, что они имеют основу, заложенную
Выготским, и в них четко прописаны критерии периодизации.
I.
Выготский выделил 2 критерия: содержательный (учитывает основные
новообразования в развитии). динамический (идея о чередовании
критических и литических периодов, когда плавные «эволюционные» периоды
сменяются «скачками»). Выготский описал следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности (младенческий возраст 2-12 мес.). кризис одного
года (раннее детство 1-3). кризис трех лет (дошкольное детство 3-7).
кризис семи лет (школьный возраст 8-12). кризис тринадцати лет
(пубертатный в. 14-18). кризис семнадцати лет.
II. Общепринятой у
нас является концепция Эльконина, в основе которой – идея смены
ведущего типа деятельности (ведущий тип деятельности). Рассматривая
структуру деятельности, Эльконин отметил, что человеческая деятельность
двулика - она содержит человеческий смысл (мотивационно-потребностную
сторону («Зачем выполнять деятельность?») и операционально-техническую
сторону («Как осуществлять деятельность?»)). В процессе развития ребенка
сначала происходит усвоение мотивационно-потребностной стороны, иначе
предметные действия не имели бы смысла, а затем происходит освоение
операционально-технической стороны. Далее происходит их чередование
(ориентация в человеческих отношениях чередуется с ориентацией в
способах употребления предметов). Причем, мотивационно-потребностная
сторона развивается в системе «ребенок – взрослый», а освоение
операционально-технической стороны происходит в системе «ребенок –
предмет».
Эльконин описал следующие возрастные этапы: Младенчество 2-12 мес -- Ведущая деятельность – непосредств. эмоциональное общение Раннее детство 1-3 -- Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная Дошкольное детство 3-7 -- Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра Младший возраст 7-10 -- Ведущая деятельность – учебная Подростковый возраст 10-15 -- Ведущая деятельность – общение со сверстниками Ранняя юность 15-17 -- Ведущая деятельность – учебно-профессиональная
По
Эльконину, кризисы 3-х и 11-ти лет – кризисы отношений, вслед за ними
возникает ориентация в человеческих отношениях. А кризисы 1-го года и
7-ми лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире
вещей.
III. Д.И.Фельдштейн создал концепцию закономерности
поуровнего развития личности в онтогенезе. Основана на критерии смены
ВТД. Фельдштейн рассматривал проблему развития личности как процесс
социализации (причем не только как процесс присвоения
общественно-исторического опыта, но и как формирование социально
значимых качеств личности). Он выделил 2 позиции ребенка по отношению к
обществу: «я и общество» - отражает стремление ребенка понять свое Я
(Что я такое? Что я могу? Чем отличаюсь?). Становление связано с
актуализацией деятельности, направленной на усвоение смысла.
Разворачивается активно в дошкольном и подростковом возрасте. «я в
обществе» - касается осознания себя субъектом общественных отношений.
Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой
происходит усвоение опыта. Связана с позицией Я среди людей.
Разворачивается активно в раннем детстве, младшем школьном и старшем
школьном. В первой статье – анализировал Зарубубежные концепции (Пиаже –
генетическая эпистемология-область психологии, изучающая механизмы
знания и происхождения понятий. Изначально заинтересовался неправильными
ответами детей связанными с интеллект-ми знаниями. Вывод: проблема
этого не в объеме знаний, а в особенностях способа познания мира. Он
заключил, что до определенной стадии развития дети опираются, в первую
очередь, на перцептивные процессы (процессы восприятия) и логические
процессы им не доступны. 1.стадия сенсомоторная (1,5-2 г) интеллект из органов чувств и движения; 2.
дооперациональная (2-7 л) эгоцентризм- ребенок рассматривает и видит
предметы такими какими они предстают в его собственном восприятии; 3.
конкретных операций (7-12 л) появляется логическое мышление,
классифицирует предметы по нескольким признакам, оперирует
математическими понятиями, овладевает способностями: консервация
(сохранение); классификация (способность объединять и разделять объекты
по к-л признаку, проявляется в предыдущей стадии, но выделить несколько
признаков может здесь(лев, рысь, жираф, кошка); сериация (расположение
элементов с имеющейся между ними связью); 4. формальных операций (с
12 л) проводит анализ логических задач, свободно оперирует абстрактными
понятиями, может воображать вещи, прогнозировать будущее. Оказывается
доступным образное мышление, снижение эгоцентризма Пиаже связывает не с
накоплением знания, а с исходной позицией ребенка, когда он становится
способным сравнить свою точку зрения с точкой других людей. Выводы Пиаже
относительно речи: язык не формирует мышление, а лишь отражает его, у
Выготского наоборот - речь создает мышление, по мнению Пиаже –
эгоцентрическая речь ребенка( обращенная к самому себе) за ненадобностью
отмирает и переходит в речь обращенную на других людей. Выготский -
эгоцентрическая речь не отмирает, а переходит во внутреннюю. Достоинства
концепции – подробно рассмотрено становление человека, но целостное
развитие человека не наблюдаем; Бюллер -3-х
ступенчатая: инстинкт (удовольствие в конце действия, т е оно
представляет удовл-е потреб-ти), дрессура (удовольствие от процесса),
интеллект (удовольствие предвосхищающий характер); Э. Эриксон
рассматривал этапы развития личности с точки зрения тех задач, которые
общество ставит перед человеком, и которые человек должен решить:
1.младенчество – формирование базового доверия к миру / недоверие;
2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную
независимость, самостоятельность; 3.возраст игры – инициативность /
чувство вины и моральной ответственности за свои желания; 4.школьный
возраст – достижение (формирование трудолюбия и умения обращаться с
орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной
неумелости); 5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное
осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности
(неуверенность в понимании своего Я); 6.молодость – интимность (поиск
спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция;
7.зрелость – творчество / застой; 8.старость – интеграция /
разочарование в жизни). З. Фрейд в соответствии со
своей сексуальной теорией психики все стадии психического развития
человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным
эрогенным зонам либидозной энергии. Эрогенные зоны – это области тела,
чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение
либидозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидозную зону, возбуждение
которой создает либидозное удовольствие. Перемещение этих зон создает
последовательность стадий психического развития.1.оральная стадий (0 – 1
год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а
следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредотачивается на зоне
активности, связанной с кормлением. На этой стадии выделяется две фазы:
ранняя и поздняя, занимающие первый и второй годы жизни. Она
характеризуется двумя последовательными либидозными действиями – сосание
и укус. Ведущая эрогенная зона – рот. На второй стадии начинает из
«Оно» выделяться «Я». 2.анальная стадия (1 – 3 года) так же состоит из
двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится
центром внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Начинает
формироваться «Сверх –Я». 3.фаллическая стадия (3 – 5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. Детская сексуальность становится
предметной, дети начинают испытывать привязанность к родителям
противоположного пола (Эдипов комплекс). «Сверх – Я» сформировано.
4.латентная стадия (5 – 12 лет) характеризуется снижением полового
интереса, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого
опыта, установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.
5.генитальная стадия (12 – 18 лет) характеризуется возвращением детских
сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и
подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 5851
| Рейтинг: 2.7/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|