Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Проблема периодизации психического развития.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Эта проблема выделения закономерных периодов, этапов психологического развития и механизмов (критериев) смены одного периода другим. Эту проблему поставил Д.И. Фельдштейн в реферативном обзоре периодизации психологического развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, психологический возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, материальным состоянием, профессиональной принадлежностью и пр.

Структура возраста включает в себя:
1. социальную ситуацию развития (ССР) – определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
2. ведущий тип деятельности (ВТД) – деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и изменяется личность. Леонтьев описал механизм смены ведущего типа деятельности - в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.
3. центральные новообразования возраста – на каждой возрастной ступени имеется новообразование, которое является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг этого новообразования располагаются и группируются все остальные частные новообразования (Выготский -центральные линии развития).
4. возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Зарубежные психологи, современники Выготского, рассматривали возрастные кризисы либо как болезни роста, либо как результат нарушения детско-родительских отношений. Они считали, что может быть бескризисное, литическое развитие. Выготский рассматривал кризис как нормативное явление психики, необходимое для поступательного развития личности. Сущность кризиса, по Выготскому, заключается в разрешении противоречия между прежней социальной ситуацией развития, с одной стороны, и новыми возможностями и потребностями ребенка, с другой. В результате происходит взрыв прежней социальной ситуации развития, и на ее обломках формируется новая социальная ситуация развития.

Развитие – процесс необратимых закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных, структурных преобразований психики и поведения человека.

Свойства развития: неравномерность – каждая психических функция, свойство имеет стадии подъема, стабилизации, спада; гетерохронность – развитие отдельных функций не совпадает по времени; сензтивные периоды – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям; кризисность. Существует множество различных периодизаций психического развития, как зарубежных, так и отечественных авторов. Я опишу 3 отечественные, в связи с тем, что они имеют основу, заложенную Выготским, и в них четко прописаны критерии периодизации.

I. Выготский выделил 2 критерия: содержательный (учитывает основные новообразования в развитии). динамический (идея о чередовании критических и литических периодов, когда плавные «эволюционные» периоды сменяются «скачками»). Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности (младенческий возраст 2-12 мес.). кризис одного года (раннее детство 1-3). кризис трех лет (дошкольное детство 3-7). кризис семи лет (школьный возраст 8-12). кризис тринадцати лет (пубертатный в. 14-18). кризис семнадцати лет.

II. Общепринятой у нас является концепция Эльконина, в основе которой – идея смены ведущего типа деятельности (ведущий тип деятельности). Рассматривая структуру деятельности, Эльконин отметил, что человеческая деятельность двулика - она содержит человеческий смысл (мотивационно-потребностную сторону («Зачем выполнять деятельность?») и операционально-техническую сторону («Как осуществлять деятельность?»)). В процессе развития ребенка сначала происходит усвоение мотивационно-потребностной стороны, иначе предметные действия не имели бы смысла, а затем происходит освоение операционально-технической стороны. Далее происходит их чередование (ориентация в человеческих отношениях чередуется с ориентацией в способах употребления предметов). Причем, мотивационно-потребностная сторона развивается в системе «ребенок – взрослый», а освоение операционально-технической стороны происходит в системе «ребенок – предмет».

Эльконин описал следующие возрастные этапы:
Младенчество 2-12 мес  --  Ведущая деятельность – непосредств. эмоциональное общение
Раннее детство 1-3  --   Ведущая деятельность  – предметно-манипулятивная
Дошкольное детство 3-7  --  Ведущая деятельность  – сюжетно-ролевая игра
Младший возраст 7-10  --  Ведущая деятельность  – учебная
Подростковый возраст 10-15 --   Ведущая деятельность  – общение со сверстниками
Ранняя юность 15-17  --  Ведущая деятельность  – учебно-профессиональная

По Эльконину, кризисы 3-х и 11-ти лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. А кризисы 1-го года и 7-ми лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

III. Д.И.Фельдштейн создал концепцию закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе. Основана на критерии смены ВТД. Фельдштейн рассматривал проблему развития личности как процесс социализации (причем не только как процесс присвоения общественно-исторического опыта, но и как формирование социально значимых качеств личности). Он выделил 2 позиции ребенка по отношению к обществу: «я и общество» - отражает стремление ребенка понять свое Я (Что я такое? Что я могу? Чем отличаюсь?). Становление связано с актуализацией деятельности, направленной на усвоение смысла. Разворачивается активно в дошкольном и подростковом возрасте. «я в обществе» - касается осознания себя субъектом общественных отношений. Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит усвоение опыта. Связана с позицией Я среди людей. Разворачивается активно в раннем детстве, младшем школьном и старшем школьном. В первой статье – анализировал Зарубубежные концепции (Пиаже – генетическая эпистемология-область психологии, изучающая механизмы знания и происхождения понятий. Изначально заинтересовался неправильными ответами детей связанными с интеллект-ми знаниями. Вывод: проблема этого не в объеме знаний, а в особенностях способа познания мира. Он заключил, что до определенной стадии развития дети опираются, в первую очередь, на перцептивные процессы (процессы восприятия) и логические процессы им не доступны.
1.стадия сенсомоторная (1,5-2 г) интеллект из органов чувств и движения;
2. дооперациональная (2-7 л) эгоцентризм- ребенок рассматривает и видит предметы такими какими они предстают в его собственном восприятии;
3. конкретных операций (7-12 л) появляется логическое мышление, классифицирует предметы по нескольким признакам, оперирует математическими понятиями, овладевает способностями: консервация (сохранение); классификация (способность объединять и разделять объекты по к-л признаку, проявляется в предыдущей стадии, но выделить несколько признаков может здесь(лев, рысь, жираф, кошка); сериация (расположение элементов с имеющейся между ними связью);
4. формальных операций (с 12 л) проводит анализ логических задач, свободно оперирует абстрактными понятиями, может воображать  вещи, прогнозировать будущее. Оказывается доступным образное мышление, снижение эгоцентризма Пиаже связывает не с накоплением знания, а с исходной позицией ребенка, когда он становится способным сравнить свою точку зрения с точкой других людей. Выводы Пиаже относительно речи: язык не формирует мышление, а лишь отражает его, у Выготского наоборот - речь создает мышление, по мнению Пиаже – эгоцентрическая речь ребенка( обращенная к самому себе) за ненадобностью отмирает и переходит в речь обращенную на других людей. Выготский - эгоцентрическая речь не отмирает, а переходит во внутреннюю. Достоинства концепции – подробно рассмотрено становление человека, но целостное развитие человека не наблюдаем;
Бюллер -3-х ступенчатая: инстинкт (удовольствие в конце действия, т е оно представляет удовл-е потреб-ти), дрессура (удовольствие от процесса), интеллект (удовольствие предвосхищающий характер);
Э. Эриксон рассматривал этапы развития личности с точки зрения тех задач, которые общество ставит перед человеком, и которые человек должен решить: 1.младенчество – формирование базового доверия к миру / недоверие; 2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную независимость, самостоятельность; 3.возраст игры – инициативность / чувство вины и моральной ответственности за свои желания; 4.школьный возраст – достижение (формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной неумелости); 5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности (неуверенность в понимании своего Я); 6.молодость – интимность (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция; 7.зрелость – творчество / застой; 8.старость – интеграция / разочарование в жизни).
З. Фрейд в соответствии со своей сексуальной теорией психики все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной энергии. Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидозную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития.1.оральная стадий (0 – 1 год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением. На этой стадии выделяется две фазы: ранняя и поздняя, занимающие первый и второй годы жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидозными действиями – сосание и укус. Ведущая эрогенная зона – рот. На второй стадии начинает из «Оно» выделяться «Я». 2.анальная стадия (1 – 3 года) так же состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится центром внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Начинает формироваться «Сверх –Я». 3.фаллическая стадия (3 – 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Детская сексуальность становится предметной, дети начинают испытывать привязанность к родителям противоположного пола (Эдипов комплекс). «Сверх – Я» сформировано. 4.латентная стадия (5 – 12 лет) характеризуется снижением полового интереса, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми. 5.генитальная стадия (12 – 18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 5845 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved