Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Психика - свойство высокоорганизованной живой материи
головного мозга субъективно отражать объективную действительность,
строить на этой основе не отчуждаемые от субъекта образ этого мира, с
помощью которого он регулирует свое поведение и деятельность. Психика
возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм
адаптации живых существ к окружающей среде. Существовали различные
подходы, объясняющие наличие психики у различных существ или объектов
окружающего мира. В частности:Панпсихизм - утверждал, что психикой
(душой) обладает весь окружающий мир (деревья, камни, животные);
Биопсихизм - утверждал, что душа есть только у живых существ;
Нейропсихизм - утверждал, что психика есть только у живых существ
обладающих нервной системой; Антропопсихизм - утверждал, что психика
есть только у человека.
Развитие психики
–закономерное изменение психич-ких процессов во времени, выраж-ное в их
кол-ных и кач-ных структурных преобразованиях. Развитие психики хар-ся
способ-тью к накапливанию изменений, каждая ступень псих раз-я
начинается с осложнения деят-ти, новая форма псих отражения дает
возм-ть в дальнейшем усложнять эту деят-ть. Для объясн-я возникновения
психики в филогенезе Алексей Николаевич Леонтьев предлагает теорию
деят-ти. Деятельность – процессы осуществляющие активное отнош-е
субъекта к дейст-ти. Объективным критерием появления психики он считал
чувствительность, т.е способность организма реагировать на биологически
нейтральные, абиотические свойства среды(н-р шорох в кустах). Где есть
чувствительность, там есть психика. Чувствительность - это раздражимость
на такие условия в которых не участвуют процессы ассимиляции-
диссимиляции.Раздражимость-способность живого организма реагировать на
биотические свойства среды (где задействованы процессы ассимиляции-
диссимиляции).
Факторы влияния на развития филогенеза
(усложнение психики): 1. Внешние факторы – переход из жизни в
гомогенной среде к наземному образу жизни; 2.Внутренние факторы -
усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие
нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического
отражения, тем сложнее поведение. Стадии развития психики:1 Элементарной
чувствительности или сенсорной психики. Осн. формой отражения на этом
этапе являются ощущения, а формой поведения – таксисы( механические
движения, перемещения; врожденный видовой опыт животных), инстинкты,
рефлексы (если сформирована кора) – простейшие моллюски, кольчатые
черви; 2. Перцептивной психики – основная форма отражения – предметное
восприятие. Включает высших позвоночных: птиц и некот млекопитающих.
Здесь уже можно обнаружить элемен формы мышления, готовность к научению,
к усвоению способов реш-ния задач, их запоминанию и переносу в новые
условия. Переход к этой стадии раз-я связан с изменением строения
деятельности животных: деят-сть теперь направлена не к самому предмету, а
к тем условиям в кот этот предмет объек о тивно дан в среде П-р кошка
идет к корму непосред-но, если нет преграды и обходит ее сразу, если она
есть. Так впервые появ-ся операции-способ осущ деятельности задаваемыми
условиями. 3. Интеллекта, осн. форма отражения – отражение
межпредметных связей ( наглядно- действенное мышление и обобщение). Эта
стадия выявлена у приматов, они умеют обобщать, но не умеют
абстрагировать. Осн. форма поведения – интеллектуальная. Черты
интеллектуального поведения: 1. возможность решать 2-х фазные задачи,
состоящие из фазы: подготовки и завершения. Леонтьев: «Интеллект есть
там, где есть фаза подготовки» - это значит, что фаза подготовки не
имеет биологического смысла» (обезьяна, палка, банан). Возможность
переноса найденного решения в аналогичные условия без предварительных
проб.3. наличие инсайта – озарение, внезапное нахождение правильного
решения. 4. Наличие ориентировочной исследовательской деятельности и
использование орудий.
Данную периодизацию усовершенствовал
отечественный зоопсихолог Фабри. Он выделил две стадии развития психики в
филогенезе: 1.Стадия сенсорной психики, которая подразделялась на
низший (животные обладают развитой раздражимостью и элементарной
чувствительностью – простейшие) и высший уровни (появляются ощущения,
важные орган – челюсти и способность к формированию простейших
рефлексов). 2.Стадия перцептивной психики, которая подразделялась на
низшие ( отражение происходит в форме образа предметов, формирование
двигательных навыков – рыбы, насекомые), высшие (элементарные формы
мышления, решение задач, хорошая способность к научению – птицы,
млекопитающие) и наивысшие (для приматов, собак, дельфинов – фаза
интеллекта) уровни.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 4202
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|