| 
 | 
 Психические состояния личности.
| Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+" К содержанию Психическое состояние - это целостное проявление 
психики человека, отражающее ее функциональные возможности в конкретный 
период времени и реализующие ряд функций уравновешивания человека как 
организма и личности с внешней и внутренней средой. Психические 
состояния представляют собой целостные характеристики психической 
деятельности за определённый период времени. Сменяясь, они сопровождают 
жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом 
психическом состоянии можно выделить три общих измерения: 
мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и 
активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). 
Наряду с психическими состояниями отдельного  человека существуют и 
«массовидные» состояния, то есть психические состояния определённых 
общностей людей (микро-и макрогрупп, народов, обществ). В 
социологической и социально-психологической литературе  специально 
рассматриваются два вида таких состояний – общественное мнение и 
общественное настроение. В общей психологии состояния начали изучаться 
со статьи Н.Д.Левитова "Проблема психических состояний".  Эмпирическое 
исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: 
исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно 
долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, 
обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия 
"функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное 
Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": 
состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние 
воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером 
другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова:
 "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде 
устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической 
деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в 
континууме времени".
 
 Свойства психических состояний - 
характеризуются целостностью (захватывают всю психической деятельности),
 подвижностью (изменчивость) и относительной устойчивостью, взаимосвязью
 с  психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным  
своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
 
 Классификация
 психических состояний      1) личностные и ситуативные; 2) 
интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.; 3) глубокие, либо 
поверхностные; 4) кратковременные, затяжные, длительные 5) положительные
 и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность и 
астенические; 6)  более или менее осознанные; 7) в зависимости от 
причин, их вызывающих; и 8) в зависимости от степени адекватности 
вызвавшей их объективной обстановки.
 
 Типичные положительные 
психические состояния человека 1) Профессиональная заинтересованность - 
является важнейшим фактором профессиональной пригодности: осознание 
значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней
 и активно действовать в её области; концентрация внимания на круге 
объектов, связанных с данной областью.   2) Творческое вдохновение - 
свойственного учёным, писателям, художникам, актёрам, музыкантам. 
Выражается в творческом подъёме; обострении восприятия; повышении  
способности  воспроизведения  ранее запечатлённого; возрастании мощи 
воображения; проявлении обилия  мыслей и лёгкости нахождения 
существенного; большой работоспособности, к психическому состоянию 
радости творчества и нечувствительности к усталости. 3) Решительность - 
психическое состояние готовности быстро принять решение. Условиями 
решительности     является широта мышления,   проницательность, 
мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, 
планомерность работы.
 
 Отрицательные психические состояния  1) 
Психическая напряжённость -     напряжённости, которая возникает как 
результат сложности  выполняемой деятельности (трудности  сенсорного 
различения, состояния бдительности,  сложность зрительно-двигательной 
координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной 
напряжённости,  вызванной эмоциональными экстремальными условиями 
(работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.). 
2) Стресс - отрицательное  психологическое состояние, ухудшающее 
протекание деятельности. Стрессом нужно считать только такое 
эмоциональное напряжение, которое в той или иной   степени ухудшает 
протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его 
надёжность в работе.  3) Беспокойство – тревога -  это психологическое 
состояние,  которое  вызывается неприятностями, неожиданностью, 
изменениями в привычной обстановке и деятельности, и  выражающееся  в  
специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и
 реакциях.  4) Фрустрация – вызванная неуспехом в удовлетворении 
потребности. Переживается – тревога, отчаяние, разочарование, 
раздражение. Возникает в ситуации конфликта, когда направление 
удовлетворения потребности наталкивается на трудности. Может привести к 
дезоинтеграции. Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение 
отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и 
развитие у него  чувства долга и ответственности, самоконтроля, 
мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и 
др.
 
 Специфические состояния психики человека 1) Бодрствование –
 сон - характеризующееся активным взаимодействием человека с внешним 
миром, и сон – состояние, рассматриваемое, прежде всего  как  период 
отдыха. Сон относится и так называемым измененным состояниям  сознания, 
полностью отрезающим человека от физического и социального окружения. 
Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» 
(«медленноволновый») сон и «быстрый» («парадоксальный») сон. В фазе 
«медленного сна на последней его стадии (глубокого  сна) возможно 
возникновение сомнамбулизма (снохождения, «лунатизма») – состояния,  
связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от 
сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров
 у детей, о которых они не помнят после пробуждения. 2) Медитация и 
гипноз – Медитация  - во-первых, изменённое, по желанию индивида, особое
 состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга  путём 
концентрации внимания на каком-либо объекте или  мысли, а, во-вторых, 
техника достижения такого состояния. Наступления релаксации (уменьшения 
напряжения, расслабления снятия стресса). Гипноз: а) временное состояние
 сознания, связанное с сужением его объёма и резким сосредоточением на 
содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и 
самосознания; б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле 
сознания и подчинить его  контролю гипнотизёра, внушен я которого он 
будет выполнять.  3) Боль и  анальгезия - Болью называется психическое 
состояние,  которое возникает как результат сверхсильных или 
разрушительных воздействий на организм при  угрозе его целостности или 
существованию вообще. Снижение или полное устранение чувствительности к 
боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков, 
путём концентрации внимании я на объектах, не связанных с источником 
болевого воздействия (музыка, белый шум и т. д.), посредством внушения, 
самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, 
воздействием холода или тепла на определённые участки тела.  4) Вера -  
1) особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном
 принятии индивидом каких-либо сведений, явлений или представлений, 
могущих в дальнейшем   выступить основой его «Я», определять его 
поступки и отношения; 2) признание чего-либо истинным с решительностью, 
превышающей силу внешних фактических и формально-логических 
доказательств. 5) Эйфория и дисфория -  Эйфория – психическое состояние,
 проявляющееся в повышенном радостном, весёлом настроении, это состояние
 благодушия, беспечности, не соответствующее объективным 
обстоятельствам. Дисфория – проявляющееся в пониженном настроении с 
раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной 
чувствительностью к  поведению окружающих, со склонностью к агрессии.
 
 |  | Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011) |  | Просмотров: 3539 
| Рейтинг: 5.0/1 |  Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация  | Вход  ] |  | 
 
 
 
 | Онлайн |  | Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |  |  |  
 |