Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Период дошкольного детства с 3 до 6 лет. Я и Окружающая Социальная Среда
Развития: в этот период отделение ребенка от взрослых создают
предпосылки новой Социальной Среды Развития. Ребенок впервые выходит за
границы своего семейного круга и устанавливает взаимоотношения с миром
других людей и прежде всего его интересует мир взрослых людей, потому
что он ощущает себя взрослым. Взрослые люди выступают как носители
функций, ролей в системе разнообразных обществ отношений. Мир взрослых
людей , мир их отношений так интересуют ребенка, что в своем изучении
этого мира он не может ограничиться только его созерцанием. Он хочет
активно в нем действовать, но напрямую это невозможно, и ребенок находит
способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим
миром, через особый вид деятельности - сюжетно-ролевую игру, которая
позволяет смоделировать отношения взрослых. (как он их понимает, а не
так как видит). В свое время Эльконин подчеркивал, что игра относится к
символико-моделируемому типу деятельности: предметы условны, но при этом
игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, какое никакая
другая деятельность не дает. Суть моделирования - в воссоздании объекта в
другом, но не натуральном материале. Стремление детей быть взрослыми не
может быть удовлетворено в основе включения в совместный труд со
взрослыми. В сюжетно-ролевой игре моделируются самые различные ситуации:
бытовые, трудовые и включаясь в эти ситуации ребенок постигает смысл
человеческих действий и взаимоотношений. Ребенок постигает, что
включение в разные виды сюжетно-ролевой игры требует выполнения
совершенно определенных правил и законов, а они диктуются теми нормами,
которые существуют во взрослом мире. 3-6 лет очень важную роль играют
взрослые, но чтобы произошло строительство реальных взаимоотношений ему
обязательно нужны сверстники (детские сады - какое-то время ребенок
должен проводить без родителей). Дети учатся согласовывать свои
действия, следовать каким-то правилам и в целом налаживать контакты с
окружающим миром. Группа играющих детей - это школа социальных
отношений.. И в результате ребенок оказывается способным подчинять свои
сеюминутные желания определенным правилам, которые установлены в данной
группе, т.е. активно развивается воля.
Личностное развитие:
начинает развиваться самооценка. Ведущей потребностью является
потребность в социальном соответствии - быть, делать, поступать как
взрослый. Игра во взрослого - удовлетворение потребностей.
Новобразования: 1: к концу возраста формируется 1-я модель мира, как он устроен; 2: способность действовать по правилам подчинять поведение нормам, целям - произвольность поведения; 3:
иерархия мотивов (проявляются в способности ребенка отказаться от
действия в пользу более полезного действия: познав мотив;
соревновательный; нравственный (желание что-то сделать правильно);
общественный (желание что-то сделать для других). Доминирует
соревновательный мотив. Начало развития самосознания. 4: Начало развития нравственного сознания (что такое хорошо и что такое плохо). Кризис 3 лет объясняется развитием самосознания. Когнитивная
сфера: происходит развитие памяти, воображения в сюжетно-ролевой игре,
формируется наглядно-образное мышление. Возникает план наглядных
представлений и способность действовать в плане этих образных явлений.
Возникает речевое планирование действий, закладываются основы
целенаправленных суждений, возникает внутренняя речь, которая становится
основой речевого мышления. Важной основой является возникновение
детского сообщества, взаимодействие детей друг с другом. Это
актуализирует работу самосознания. Оно развивается очень активно,
развивается самооценка во взаимодействии со сверстниками. Все это
связано с личностным развитием, возникает новый тип поведения, который
называется личностным. Ребенок осознает, что хорошо и что плохо. В
первую очередь ориентируется на взрослых, на их оценку и поступки.
Развивается символическая функция, знает, что мир существует по каким-то
законам, которые нужно выполнять. Занимались Эльконин, Божович.
Межличностные отношения –
система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно
друг друга, которые обусловлены содержанием и организацией совместной
деятельности, а также теми ценностями на которые основывается общение
людей. Общение со взрослыми: Как указывала Майя Ивановна Лисина в
первой половине дошкольного возраста у ребенка развивается
внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в
форме совместной познавательной деятельности, мотив общения -
познавательный. Дети задают множество вопросов, но поскольку обсуждаются
проблемы далекие от обстановки взаимоотношения детей и старших, общение
приобретает (впервые после рождения ребенка) выраженный внеситуативный
характер. К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма
общения со взрослыми - внеситуативно-личностная. Она побуждается
личностным мотивом. Взрослый для ребенка теперь не просто
индивидуальность или абстрактное лицо, но конкретное историческое и
социальное лицо, член общества. Для ребенка важно теперь не только то,
что взрослый его лечит, кормит, но взрослый получает в глазах ребенка
свое собственное независимое существование, что позволяет через эти
подробности воссоздать полный образ этого человека. Общение ребенка со сверстниками
возникает и развивается в тесной связи с общением со взрослыми, но в
нем самопознание и самооценка достигаются иначе. Лисина: 1) ребенок
разворачивает активность, напрямую на ознакомление со своим партнером;
2) обнаруживает эмоциональное воздействие, которое оказывает на него
партнер; 3) ребенок стремится перед партнером проявить свои способности и
умения, «показать себя» и тем позволить партнеру ознакомиться с собой;
4) он проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер,
аффективно реагируя на отношение последнего. Лисина делает вывод:
потребность в общении со сверстниками так же как и со взрослыми,
является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и
самопознанию через другого и с его помощью. Основной продукт общения со
сверстником состоит в аффективно-когнитивном образе себя и другого
ребенка.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 4822
| Рейтинг: 3.3/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
|