Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Период дошкольного детства с 3 до 6 лет. Я и Окружающая Социальная Среда Развития: в этот период отделение ребенка от взрослых создают предпосылки новой Социальной Среды Развития. Ребенок впервые выходит за границы своего семейного круга и устанавливает взаимоотношения с миром других людей и прежде всего его интересует мир взрослых людей, потому что он ощущает себя взрослым. Взрослые люди выступают как носители функций, ролей в системе разнообразных обществ отношений. Мир взрослых людей , мир их отношений так интересуют ребенка, что в своем изучении этого мира он не может ограничиться только его созерцанием. Он хочет активно в нем действовать, но напрямую это невозможно, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности - сюжетно-ролевую игру, которая позволяет смоделировать отношения взрослых. (как он их понимает, а не так как видит). В свое время Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделируемому типу деятельности: предметы условны, но при этом игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, какое никакая другая деятельность не дает. Суть моделирования - в воссоздании объекта в другом, но не натуральном материале. Стремление детей быть взрослыми не может быть удовлетворено в основе включения в совместный труд со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре моделируются самые различные ситуации: бытовые, трудовые и включаясь в эти ситуации ребенок постигает смысл человеческих действий и взаимоотношений. Ребенок постигает, что включение в разные виды сюжетно-ролевой игры требует выполнения совершенно определенных правил и законов, а они диктуются теми нормами, которые существуют во взрослом мире. 3-6 лет очень важную роль играют взрослые, но чтобы произошло строительство реальных взаимоотношений ему обязательно нужны сверстники (детские сады - какое-то время ребенок должен проводить без родителей). Дети учатся согласовывать свои действия, следовать каким-то правилам и в целом налаживать контакты с окружающим миром. Группа играющих детей - это школа социальных отношений.. И в результате ребенок оказывается способным подчинять свои сеюминутные желания определенным правилам, которые установлены в данной группе, т.е. активно развивается воля.

Личностное развитие: начинает развиваться самооценка. Ведущей потребностью является потребность в социальном соответствии - быть, делать, поступать как взрослый. Игра во взрослого - удовлетворение потребностей. Новобразования:
1: к концу возраста формируется 1-я модель мира, как он устроен;
2: способность действовать по правилам подчинять поведение нормам, целям - произвольность поведения;
3: иерархия мотивов (проявляются в способности ребенка отказаться от действия в пользу более полезного действия: познав мотив; соревновательный; нравственный (желание что-то сделать правильно); общественный (желание что-то сделать для других). Доминирует соревновательный мотив. Начало развития самосознания.
4: Начало развития нравственного сознания (что такое хорошо и что такое плохо).
Кризис 3 лет объясняется развитием самосознания.
Когнитивная сфера: происходит развитие памяти, воображения в сюжетно-ролевой игре, формируется наглядно-образное мышление. Возникает план наглядных представлений и способность действовать в плане этих образных явлений. Возникает речевое планирование действий, закладываются основы целенаправленных суждений, возникает внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления. Важной основой является возникновение детского сообщества, взаимодействие детей друг с другом. Это актуализирует работу самосознания. Оно развивается очень активно, развивается самооценка во взаимодействии со сверстниками. Все это связано с личностным развитием, возникает новый тип поведения, который называется личностным. Ребенок осознает, что хорошо и что плохо. В первую очередь ориентируется на взрослых, на их оценку и поступки. Развивается символическая функция, знает, что мир существует по каким-то законам, которые нужно выполнять. Занимались Эльконин, Божович.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, которые обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями на которые основывается общение людей.
Общение со взрослыми: Как указывала Майя Ивановна Лисина в первой половине дошкольного возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместной познавательной деятельности, мотив общения - познавательный. Дети задают множество вопросов, но поскольку обсуждаются проблемы далекие от обстановки взаимоотношения детей и старших, общение приобретает (впервые после рождения ребенка) выраженный внеситуативный характер. К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная. Она побуждается личностным мотивом. Взрослый для ребенка теперь не просто индивидуальность или абстрактное лицо, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества. Для ребенка важно теперь не только то, что взрослый его лечит, кормит, но взрослый получает в глазах ребенка свое собственное независимое существование, что позволяет через эти подробности воссоздать полный образ этого человека.
Общение ребенка со сверстниками возникает и развивается в тесной связи с общением со взрослыми, но в нем самопознание и самооценка достигаются иначе. Лисина: 1) ребенок разворачивает активность, напрямую на ознакомление со своим партнером; 2) обнаруживает эмоциональное воздействие, которое оказывает на него партнер; 3) ребенок стремится перед партнером проявить свои способности и умения, «показать себя» и тем позволить партнеру ознакомиться с собой; 4) он проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отношение последнего. Лисина делает вывод: потребность в общении со сверстниками так же как и со взрослыми, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого и с его помощью. Основной продукт общения со сверстником состоит в аффективно-когнитивном образе себя и другого ребенка.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 4743 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved