Ранний юношеский период 15 - 17 лет. Я
в Обществе (на первом плане взрослый). Хронологические границы: ранняя
Юность, т.е. старший школьный возраст от 15 до 18 лет и поздняя Юность
от 18 до 23 лет. Ранняя Юность наиболее полно раскрыта в работе Игоря
Борисовича Кона. Юность - переход от подрост возраста к самостоятельной
взрослой жизни. Это определяет социальную роль: юноша занимает
промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка
характер его зависимостью от взрослых. Роли, выполняемые ребенком,
качественно отличаются от ролей взрослых и это ясно осознают обе
стороны. У юноши происходит не только количественное расширение
диапазонов социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение,
появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой
самостоятельности и ответственности. (социальная роль - предполагает
понимание ее как соц. функции, как неразрывного единства определенного
вида деятельности и соответственного способа поведения, выработанных в
данном обществе, которое в конечном итоге детерминируется местом,
занимаемом индивидом в системе общественных отношений.
Внешняя Трудовая Деятельность
- учебно-профессиональная деятельность. (Фелдштейн –
общественно-полезная деятельность). Суть ее заключается в том, что
ребенок должен найти для себя сферы профессиональной деятельности,
отвечающие его потребностям, ориентирам. Нужно примерить себя к разным
видам деятельности, попробовать, если не на практике, а заочно
познакомиться с профессией. Задача этого периода — не научиться,
знаниям, умениям, а узнать свою профессию в процессе сделать осознанный
выбор. Психологическая база профессионального самоопределения: а)
формируется мировоззрение; б) формируется самосознание; в) открытие Я,
переживаемое в форме чувства собственной целостности и неповторимости;
г) формирование гражданских качеств личности; д) потребность в труде и
способность трудиться; е) потребность в общении и способность его
построения; ж) развитая рефлексия и критическое отношение к себе; з)
развитое теоритическое мышление; и) ориентация в мире профессий.
Выготский придавал большое значение развитию самосознания
старшеклассников, поиску смысла жизни, овладению своим личностным миром.
Линия жизни по Выготскому это представление о временной перспективе
(прошлое, настоящее, будущее). В юности временная перспектива – будущее,
определенным образом построено на настоящем (как проживешь сегодняшний
день, так и завтрашний).
Личностное развитие:
продолжает развиваться рефлексия, но рефлексия познание не только себя,
но и как бы соотнести себя и мир. Молодой человек встраивает себя в мир и
итогом этого становится формулирование для себя правил, критериев, что
приводит к формированию мировоззрения как системы нравственных
убеждений.
Межличностные отношения: две противоположные тенденции в
общении: 1-стремление к расширению контактов, в основном желание
испытать себя в новой соц. роли; 2- обособление до дружбы 2-3, в
основном самораскрытие себя в другом человеке. Юноша желает, чтобы в
общении его понимали так, как он сам себя понимает. Юноша ценности
дружбы ставит выше, чем ценности любви. Глубина дружбы зависит от
рефлексии (социальный опрос Кона) (рефлексия - мыслит процесс,
направленный на осознание себя - своих мыслей, чувств, поступков). Один
ищет в дружбе подтверждение своего Я - тогда это зеркало, другой -
повторения, тогда это второе Я, третий - половину свою.
Юность 17-21г.
Внешняя Трудовая Деятельность – профессионально-учебная деятельность.
Освоение конкретной профессии. Разные требования и ожидания от женщины и
мужчины. Для мужчины не значим для создания семьи, для женщин - думает
выйти замуж.
Поздняя юность 21 - 28 лет. Эмоциональное время - глубокие переживания, накал чувств. Любовь до отчаяния, ненависть.
Внешняя Трудовая Деятельность - начинает заниматься профессиональной деятельностью, но носит несколько учебный характер на практике. Большинство мужчин не создают семьи, а женщины создают. Свойственна смена профессий, поиск, осваивает какие-то специальности, высокие амбиции, готов вступать в противоречия, схватки. Утверждение в своем выборе. Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относит-но друг друга, которые обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которых основывается общение людей.