Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Психология » Психология и Педагогика

Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характер тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллект, физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к нему представителей различных областей знаний, что обусловило развитие АКМЕОЛОГИИ - науки о периоде максимального расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, жизнь взрослого человека - это движение, изменение, развитие. Наши акмеологи: Бодалев, Брушлинский, Ананьев, рассматривая зрелый возраст как период противостояния инволюционным процессам, Ананьев показал, что на этот возраст приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных познавательных способностей (собственно стационарные состояния встречаются только в 14,2% от общего числа). Ананьев говорит о гетерохронности взросления: наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. А.А.Бодалев говорит о том, что понятия взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь взрослого возраста и не обладать зрелой личностью. (хронологические рамки условны) Биррен – ранняя зрелость 17-25; зрелость 25-50; поздняя зрелость 50-75. Бромлей – ранняя взрослость 21-25; средняя взрослость 25-40; поздняя взрослость 40-45; предпенсионный возраст. Эриксон – ранняя взрослость 20-45; средняя 40-60; поздняя свыше 60. Граница зрелости и старости - выход на пенсию (фактический), отчуждение от общества, десоциализация. Социальная роль: активное включение человека в сферу общественного производства, создание семьи, проявление личной индивидуальности в воспитании детей, творчестве. Внешняя Трудовая Деятельность: максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в трудовую деятельность, шире – в производительную жизнь общества Под реализацией сил следует понимать физические,  нравственные, профессиональные и многие другие высшие достижения в развитии взрослого человека. (Гуманисты: Олпорт, Маслоу, Роджерс). Путь развития личности - это социализация (социализация взрослого человека - субъектна по сути, она направлена вовнутрь на самопознание. Человек сам выбирает где быть, с кем быть и несет за это ответственность.

Кризисы:
1-й середины жизни - 40 лет (Левинсон, Юнг). 40 лет — время важных итогов и вопросов к себе. Экзистенциальный характер (смысло-жизненный характер). Психологические факторы: 1. переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2. осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, неудовлетворенность достигнутым положением; 3. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу (изменение временной перспективы); 4. переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни.

2-кризис отделяет зрелость от старости (наступает за некоторое время до выхода на пенсию): факторы: первое дыхание старости (силы убывают, творчество оскудевает); переживаешь несоответствие планов юности реальным достижениям; переоценка ценностей; временная перспектива.
Новообразования: по Эриксону – генеративность (творческий потенциал, забота старшего поколения о младшем, ответственность за сохранение и совершенствование культуры), которая стала итогом завершения кризиса середины жизни.

Старческий возраст – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы, отдел старость от зрелого возраста условны из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, это помимо ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями: интеллект и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.
Социальная роль: связана с уходом на пенсию, контакты с коллегами по работе, стремление подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей пожилых выходит: потребность в избегании страданий; потребность в автономии и независимости; потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Другая особенность потребностной сферы пожилых людей проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Причиной появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит к возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убеждения стариков в неоспоримой справедливости их позиций и как следствие амбициозности, обидчивости, и нетерпимости к возражениям, регидности, догматизма, мнительности. Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими ведет к снижению эмоционального контроля и произвольности и, как следствие, к постепенной утрате этих навыков, а также к «заострению личностных черт»: переростанию осторожности в подозрительность, бережливость в скупость, а также появлению консерватизма стариков - их безучастного отношения к настоящему и будущему.
Молчанова выявила, что к позднему возрасту наряду с общим снижением самооценки нарастают факторы компенсации, способствование длительному поддержанию Я-концепции: а) наличие у испытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по ряду параметров; б) фиксация на позитивных чертах своего характера, в) снижение идеальных самооценок и сближение их с реальной самооценкой; г) относительно высокий уровень самоотношения; д) признание своей позиции удовлетворенной (даже если она крайне низкая); е) ориентация на жизнь детей и внуков. Вместе с жизненной мудростью психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, которые человек сможет или не сможет реализовать.

Типологии Гизе: 1) старик-негативист, отрицает у себя какие-либо признаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияние и путем наблюдения за изменениями (выросла молодежь, смерть близких, новшества в области техники, социальной жизни); 3) интравертированный тип, характерно острое переживание старости. Человек не проявляет интереса к новому, погружен в воспоминания о прошлом, малоподвижен.
И.Б. Кон:
благополучные типы: 1-активная, творческая старость (воспитание молодежи); 2-пенсионеры занимаются делами, на которые раньше не было времени: самообразованием, отдыхом; 3-преимущественно женщины - приложение сил в семье, однако удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух, 4-смысл жизни - забота о собственном здоровье.
Отрицательные типы: а) агрессивные старые ворчуны, критикующие все, сплошные претензии; б) одинокие неудачники, разочаровавшиеся в жизни.
Бромлей: 1-конструктивное отношение к старости, при котором пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее насроение. Самооценка этой группы пожилых людей довольна высока.; 2-отношение зависимости от партнера или от ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от профессиональной деятельности. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внешнюю гармонию, не испытывать ни враждебности, ни страха. 3-Оборонительное отношение - неохотное принятие помощи от других людей, с большой неохотой оставляют свою профессиональную деятельность. 4-Отношение враждебности к окружающим - агрессивны, взрывчаты, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, у таких людей сильный страх смерти; 5-Отношение враждебности к самому себе - пассивны, безропотно принимают то, что посылает им судьба, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Психологические основы соц.работы с пожилыми людьми: Социальная работа является специфическим видом профессиональной социальной деятельности, которая направлена непосредственно на человека, т.е. непосредственно в процессе деятельности происходит взаимодействие его участников и контакт осуществляется по типу «личность-личность». Социальная работа призвана оказывать помощь индивидам и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в решении их проблем с целью восстановления их нормального социального функционирования в качестве активных и ответственных личностей. Под «трудной жизненной ситуацией» понимаются любые обстоятельства, объективно нарушающие нормальную жизнедеятельность личности: старость, инвалидность, болезнь, техногенные и эколог катастрофы. Наличие трудной жизненной ситуации может быть детерминировано как внешними по отношению к индивиду объективными обстоятельствами, повлиять на которых он не в силах, так и обстоятельствами влияние на которые отдельный индивид в состоянии оказать, при этом возможности людей не равны в силу различных обстоятельств: физического, психического, экономического статуса. Специфика социальной работы с пожилыми людьми состоит в том, что именно для этой категории клиентов обыденные проблемы становятся в определенных условиях препятствиями, преодолеть которые самостоятельно они частично или полностью не в состоянии: недостаток средств к существованию, невозможность обеспечить должный уровень самообслуживания. Его психологическое состояние, и так довольно негативное, усугубляется вследствие осознания собственного бессилия в рядовых случаях. Именно это обстоятельство в основном характеризует специфику взаимодействия специалиста и пожилого клиента в соц. работе и является отличием этого направления социальной работы от других. Индивид в силу необходимости обращается к специалисту в области социальной защиты населения за помощью в решении вопросов, которые он сам без посторонней помощи эффективно решал в других обстоятельствах и в другой период времени. Тот факт, что сейчас он оказался не в состоянии самостоятельно справиться с обыденными проблемами порождает в нем чувство собственной неполноценности, ущемления достоинства и может привести к утрате самоуважения, снижению самооценки.
Таким образом, социальный работник должен сделать вывод, что далеко не всегда можно в своих исходных посылах в начале взаимодействия с клиентом рассчитывать на то, что тот озабочен лишь своими проблемами и готов включиться в диалог для их скорейшего разрешения, что настрой клиента на сотрудничество позитивен и сам соц. работник вызывает у клиента исключительно положительный эмоции. В реальной ситуации  работнику необходимо учитывать возможное наличие у клиента отрицательного отношения из-за осознания им собственной ущербности, неполноценности, а вследствие этого униженности личности в связи с ограниченными: физическими, материальными или социальными. В целом ситуации взаимодействия соц. работников и пожилых людей складываются самые разные и порой очень непростые. И здесь решающую роль в обеспечении ее как + играет социальный работник. Последний должен уметь проникать во внутренний мир клиента, воздействовать на него, понимая особенности возраста людей, с которыми он контактирует. Следовательно социальный работник должен обладать особыми по сравнению со специалистами других сфер деятельности профессиональными знаниями и навыками, среди которых важное место занимает психология.
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
Просмотров: 9163 | Рейтинг: 2.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Психология и Педагогика [81]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved