Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза,
характер тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,
интеллект, физических способностей личности. Эта основная характеристика
зрелого возраста определила интерес к нему представителей различных
областей знаний, что обусловило развитие АКМЕОЛОГИИ -
науки о периоде максимального расцвета, личностного роста, высшего
момента проявления духовных сил. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, жизнь
взрослого человека - это движение, изменение, развитие. Наши акмеологи:
Бодалев, Брушлинский, Ананьев, рассматривая зрелый возраст как период
противостояния инволюционным процессам, Ананьев показал, что на этот
возраст приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня отдельных познавательных способностей (собственно
стационарные состояния встречаются только в 14,2% от общего числа).
Ананьев говорит о гетерохронности взросления: наступление зрелости
человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская
зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда
(трудоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохронность
зрелости сохраняется во всех формациях. А.А.Бодалев говорит о том, что
понятия взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь взрослого
возраста и не обладать зрелой личностью. (хронологические рамки условны)
Биррен – ранняя зрелость 17-25; зрелость 25-50; поздняя зрелость 50-75.
Бромлей – ранняя взрослость 21-25; средняя взрослость 25-40; поздняя
взрослость 40-45; предпенсионный возраст. Эриксон – ранняя взрослость
20-45; средняя 40-60; поздняя свыше 60. Граница зрелости и старости -
выход на пенсию (фактический), отчуждение от общества, десоциализация.
Социальная роль: активное включение человека в сферу общественного
производства, создание семьи, проявление личной индивидуальности в
воспитании детей, творчестве. Внешняя Трудовая Деятельность:
максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного
включения в трудовую деятельность, шире – в производительную жизнь
общества Под реализацией сил следует понимать физические, нравственные,
профессиональные и многие другие высшие достижения в развитии взрослого
человека. (Гуманисты: Олпорт, Маслоу, Роджерс). Путь развития личности -
это социализация (социализация взрослого человека - субъектна по сути,
она направлена вовнутрь на самопознание. Человек сам выбирает где быть, с
кем быть и несет за это ответственность.
Кризисы: 1-й середины жизни - 40 лет
(Левинсон, Юнг). 40 лет — время важных итогов и вопросов к себе.
Экзистенциальный характер (смысло-жизненный характер). Психологические
факторы: 1. переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья,
потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2. осознание
расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением,
неудовлетворенность достигнутым положением; 3. прошлое становится более
продолжительным, а будущее получает границу (изменение временной
перспективы); 4. переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных
опор, смысла жизни.
2-кризис отделяет зрелость
от старости (наступает за некоторое время до выхода на пенсию): факторы:
первое дыхание старости (силы убывают, творчество оскудевает);
переживаешь несоответствие планов юности реальным достижениям;
переоценка ценностей; временная перспектива. Новообразования: по
Эриксону – генеративность (творческий потенциал, забота старшего
поколения о младшем, ответственность за сохранение и совершенствование
культуры), которая стала итогом завершения кризиса середины жизни.
Старческий возраст
– заключительный период человеческой жизни, условное начало которого
связано с отходом человека от непосредственного участия в
производительной жизни общества. Хронологические границы, отдел старость
от зрелого возраста условны из-за огромных индивидуальных различий в
появлении признаков старения, это помимо ослабления здоровья, упадка
физических сил, старость характеризуется собственно психологическими
изменениями: интеллект и эмоциональный уход во внутренний мир, в
переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Социальная роль:
связана с уходом на пенсию, контакты с коллегами по работе, стремление
подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей
пожилых выходит: потребность в избегании страданий; потребность в
автономии и независимости; потребность в проецировании на других своих
психических проявлений. Другая особенность потребностной сферы пожилых
людей проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Причиной
появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности
в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит к
возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в
беспокойстве. Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание
эгоцентричности в старости, убеждения стариков в неоспоримой
справедливости их позиций и как следствие амбициозности, обидчивости, и
нетерпимости к возражениям, регидности, догматизма, мнительности.
Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего
поведения в отношении с окружающими ведет к снижению эмоционального
контроля и произвольности и, как следствие, к постепенной утрате этих
навыков, а также к «заострению личностных черт»: переростанию
осторожности в подозрительность, бережливость в скупость, а также
появлению консерватизма стариков - их безучастного отношения к
настоящему и будущему. Молчанова выявила, что к позднему возрасту
наряду с общим снижением самооценки нарастают факторы компенсации,
способствование длительному поддержанию Я-концепции: а) наличие у
испытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по ряду
параметров; б) фиксация на позитивных чертах своего характера, в)
снижение идеальных самооценок и сближение их с реальной самооценкой; г)
относительно высокий уровень самоотношения; д) признание своей позиции
удовлетворенной (даже если она крайне низкая); е) ориентация на жизнь
детей и внуков. Вместе с жизненной мудростью психологическим
новообразованием старости является способность жить более глубокими
слоями души, но это лишь возможность, которые человек сможет или не
сможет реализовать.
Типологии Гизе: 1)
старик-негативист, отрицает у себя какие-либо признаки старости; 2)
старик-экстравертированный, признающий наступление старости через
внешние влияние и путем наблюдения за изменениями (выросла молодежь,
смерть близких, новшества в области техники, социальной жизни); 3)
интравертированный тип, характерно острое переживание старости. Человек
не проявляет интереса к новому, погружен в воспоминания о прошлом,
малоподвижен. И.Б. Кон: благополучные типы:
1-активная, творческая старость (воспитание молодежи); 2-пенсионеры
занимаются делами, на которые раньше не было времени: самообразованием,
отдыхом; 3-преимущественно женщины - приложение сил в семье, однако
удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух,
4-смысл жизни - забота о собственном здоровье. Отрицательные типы:
а) агрессивные старые ворчуны, критикующие все, сплошные претензии; б)
одинокие неудачники, разочаровавшиеся в жизни. Бромлей:
1-конструктивное отношение к старости, при котором пожилые люди
внутренне уравновешены, имеют хорошее насроение. Самооценка этой группы
пожилых людей довольна высока.; 2-отношение зависимости от партнера или
от ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря
этому охотно уходящий от профессиональной деятельности. Семейная среда
обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внешнюю
гармонию, не испытывать ни враждебности, ни страха. 3-Оборонительное
отношение - неохотное принятие помощи от других людей, с большой
неохотой оставляют свою профессиональную деятельность. 4-Отношение
враждебности к окружающим - агрессивны, взрывчаты, стремятся переложить
на других вину и ответственность за собственные неудачи, у таких людей
сильный страх смерти; 5-Отношение враждебности к самому себе - пассивны,
безропотно принимают то, что посылает им судьба, смерть трактуется
этими людьми как избавление от страданий.
Психологические основы соц.работы с пожилыми людьми:
Социальная работа является специфическим видом профессиональной
социальной деятельности, которая направлена непосредственно на человека,
т.е. непосредственно в процессе деятельности происходит взаимодействие
его участников и контакт осуществляется по типу «личность-личность».
Социальная работа призвана оказывать помощь индивидам и группам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в решении их проблем с целью
восстановления их нормального социального функционирования в качестве
активных и ответственных личностей. Под «трудной жизненной ситуацией»
понимаются любые обстоятельства, объективно нарушающие нормальную
жизнедеятельность личности: старость, инвалидность, болезнь, техногенные
и эколог катастрофы. Наличие трудной жизненной ситуации может быть
детерминировано как внешними по отношению к индивиду объективными
обстоятельствами, повлиять на которых он не в силах, так и
обстоятельствами влияние на которые отдельный индивид в состоянии
оказать, при этом возможности людей не равны в силу различных
обстоятельств: физического, психического, экономического статуса.
Специфика социальной работы с пожилыми людьми состоит в том, что именно
для этой категории клиентов обыденные проблемы становятся в определенных
условиях препятствиями, преодолеть которые самостоятельно они частично
или полностью не в состоянии: недостаток средств к существованию,
невозможность обеспечить должный уровень самообслуживания. Его
психологическое состояние, и так довольно негативное, усугубляется
вследствие осознания собственного бессилия в рядовых случаях. Именно это
обстоятельство в основном характеризует специфику взаимодействия
специалиста и пожилого клиента в соц. работе и является отличием этого
направления социальной работы от других. Индивид в силу необходимости
обращается к специалисту в области социальной защиты населения за
помощью в решении вопросов, которые он сам без посторонней помощи
эффективно решал в других обстоятельствах и в другой период времени. Тот
факт, что сейчас он оказался не в состоянии самостоятельно справиться с
обыденными проблемами порождает в нем чувство собственной
неполноценности, ущемления достоинства и может привести к утрате
самоуважения, снижению самооценки. Таким образом, социальный
работник должен сделать вывод, что далеко не всегда можно в своих
исходных посылах в начале взаимодействия с клиентом рассчитывать на то,
что тот озабочен лишь своими проблемами и готов включиться в диалог для
их скорейшего разрешения, что настрой клиента на сотрудничество
позитивен и сам соц. работник вызывает у клиента исключительно
положительный эмоции. В реальной ситуации работнику необходимо
учитывать возможное наличие у клиента отрицательного отношения из-за
осознания им собственной ущербности, неполноценности, а вследствие этого
униженности личности в связи с ограниченными: физическими,
материальными или социальными. В целом ситуации взаимодействия соц.
работников и пожилых людей складываются самые разные и порой очень
непростые. И здесь решающую роль в обеспечении ее как + играет
социальный работник. Последний должен уметь проникать во внутренний мир
клиента, воздействовать на него, понимая особенности возраста людей, с
которыми он контактирует. Следовательно социальный работник должен
обладать особыми по сравнению со специалистами других сфер деятельности
профессиональными знаниями и навыками, среди которых важное место
занимает психология.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 9163
| Рейтинг: 2.8/4 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|