Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выготский,
Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деят-ти взяли
за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание
определяет бытиё деят-ти, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в
трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деят-ть.
Сознание. Личность». Деят-ть – процесс направленный на достижение
мотива. Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности. Потребность
– это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и
составляет необходимое условие его нормального функционирования. Деят-ть
– жизненная активность чел-ка, направленная на преобразование
окружающих объектов, она состоит из нескольких слоев или уровней:
верхний уровень – особенных деятельностей-совокупность действий, кот
вызываются одним мотивом (игровая, учебная, трудовая); затем уровень –
действий,;затем – операций и низший – психофизиологических функций. Действие - основная единица деятельности; процесс направленный на реализацию цели. Цель
– это образ желаемого результата, т е того рез-та который должен быть
достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие действия
можно выделить 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого
компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2.Действие
это одновременно и акт поведения; 3. Через понятие действия теория
деят-ти утверждает принцип активности противопоставляя его принципу
реактивности(разница в том где согласно каждому из них должна быть
помещена исходная точка анализа деят-ти: во внешней среде или внутри
организма);4.Понятие действия выводит деят-ть чел-ка в предметный и
соц-ный мир. Операция – способ выполнения действий.
Цель данная в определенных условиях в теории деят-ти называется задачей.
Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия и
операции реализующие их. О действии без операции возможно говорить
только на этапе планирования. Под психофизиологическими функциями
понимаются физиологические обеспечения психических процессов
(способность к ощущению, моторная способность и др. Соответственно
говорят о сенсорной, моторной функциях) Потребность – Мотив – Цель –
Задачи (условия реализации цели).
Внутренняя деят-ть Внешняя деят-ть П Активность М Деят-ть Ц Действие З Операции Виды
деят-ти: внешняя и внутренняя. Внутреннии действия подготавливают
внешние, она экономит чел-кие усилия, давая возможность достаточно
быстро выбрать нужное действие, дает возможность чел-ку избежать грубых
ошибок. Во-первых, внутренняя деят-ть имеет принципиально тоже строение,
что и внешняя и отличается только формой протекания. Это означает, чо
внутренняя деят-ть как и внешняя побуждается мотивами, сопровождается
эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический
состав, т е состоит из последовательности действий и реализующих их
операций. Разница – действие производится не с реальными предметами, а с
их образами. А вместо реального продукта получается мысленный
результат. Во-вторых, внутренняя деят-ть произошла из внешней,
практической деят-ти путем процесса интеоризации (перенос
соответствующих действий в умственный план). Возможен переход из
внутренней деят-ти во внешнюю – экстеоризация.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2439
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|