Предметом психологии семейных отношений
является и изучение семьи, супружеских и родительско-детских отношений,
функции семьи и этапов ее развития.
Задачи:
1.Разработка критериев оценки удовлетворенности браком и раскрытие
механизмов, а также факторов, влияющих на степень удовлетворенности
браком. 2.Выявление динамики видов семей и характеристика их функций.
3.Изучение стиля воспитания и типов семейных взаимоотношений.4.Изучение
изменений функциональности семьи в изменяющихся социокультурных
условиях. 5. Выявление стадий (этапов) развития семьи, а также
исследования кризисов семьи. 6. Разработка специализированных занятий,
тренингов, ролевых игр, в плане оптимизации супружеских и
детско-родительских отношений.
Методы:
Используются специализированные опросники (тест по удовлетворенности
браком Стоика, методика Эйдемиллера). Используются также
психодиагностические методики, связанные со сферой личности, проективные
методики.
Основные направления в изучении семьи,
семейных проблем: Эволюционное (Основная идея этого подхода заключается
в том, что форма брака изменчива и семья эволюционирует (изменяется) в
своем развитии) Выделены следующие положения: На первоначальной ступени
половых отношений существовали как временные моногамные отношения, но в
основном доминирует свобода брачных сношений. Почти у вех нардов в счет
родства по матери предшествует в счет родства по отцу. Эволюция брака
заключалась в постепенном ограничении половой жизни. Эволюция брака
состоит в постепенном переходе к моногаме; Функциональное (согласно ему
семейные отношения выступают как производные от образа жизни семьи и
семейного уклада. Семья представляет собой систему социокультурных
ролей, связанных браком – родоначальник Дюркгейм) ; Этологическое
(началось с работ Дарвина, суть подхода заключается в том, что для
человеческой природы изначально присущ материнский инстинкт,
инстинктивная потребность детей иметь родителей. Согласно этому подходу в
истории человечества имелось 4 системы брачных отношений: Групповой
брак; Полигиния (1 мужчина, несколько женщин); Полиандрия (1 женщина,
несколько мужчин); Моногамия); Эмпирическое (семья в нем рассматривалась
как малая группа, обладающая своей динамикой: у нее есть история
возникновения, развитие и история распада. Считалось, что семейные
отношения строятся на эмоциональной близости челнов семей, их
потребностей, увлечений. Основателем является француз Ле Пле, который
считал, что существенное – спонтанная устойчивость семьи при смене
поколений, благодаря склонности к сплоченности, солидарности. В этом
подходе подчеркивается, что семейные отношения во многом определяются
давлением индустриализации и урбанизации и это приводит к разрозненному
существованию родителей и детей и ослабление отцовского авторитета);
Научное (заключается в том, что семья рассматривается как единство
взаимодействия личностей. Представители этого подхода являются Джеймс,
Фрейд, Пиаже, Т.Знанецкий. Основными вопросами, которые изучались: -
согласование семейных ценностей; - структурная организация семьи; -
изучение факторов, нарушающих семейное функционирование).
Общая характеристика семьи и брака.
Семья – это малая социальная группа, это ячейка общества, важнейшая
форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и
родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и
женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и
ведущим и общее хозяйство. Столин определяет семью, как: ● динамическую
систему, открытую систему, подверженную внешнему воздействию; ● семья
выступает как член малой группы, объединенных общими семейными
ценностями и моральной ответственностью. Харчев считал, что: Семья – это
исторически конкретно сложившиеся отношения между супругами, между
родственниками и детьми, как малой группы, члены которой связаны
брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной
моральной ответственностью.
Считается, что семья обладает 4 основными характеристиками:
1. Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества.
2. Семья – это важнейшая форма организации личного быта.
3. Семья – это супружеский союз.
4. Семья – это многосторонние отношения супругов с родственниками, живущими вместе и ведущие общее хозяйство.
Брак
рассматривают как исторически меняющуюся форму отношений между мужчиной
и женщиной, с помощью которых общество упорядочивает и санкционирует их
половую жизнь, а также установление их супружеские и родительские права
и обязанности. В различных обществах существует определенный возраст
для вступления в брак, процедура оформления брака и расторжения брака
(заключение брачного контракта). Брак часто рассматривают как систему
отношений между мужчиной и женщиной, которые по характеру имеют явно
выраженный эмоциональный компонент и их возникновение и развитие,
стабилизация и распад во многом зависят от эмоциональной устойчивости
супругов, их мотивации, их системы ценностей. По Юнгу: Брак – как
психологические отношения имеют свои особенности: Цель и содержание
брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний.
Счастливый брак создается только через превращение бессознательных
мотивов в осознаваемые. Возможность установления психологических
отношений происходит только во 2-ой половине жизни. Конфликтная
атмосфера является непременным условием осознания. Эмпирически было
выявлено, что особое значение в развитии семейных отношений имеют
жизненные стратегии партнеров: Внутренний, внешний контроль или
локус-контроль. Эгоизм, альтруизм (социоцентризм). Ориентация на
общественные нормы или ориентация на себя. Принятие противоречий или их
непринятие. Чувство собственного достоинства или неверия в себя.
Формы брачно-семейных отношений:
Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы, т.е.
оба супруга четко представляют, что они хотят от брака и рассчитывают на
определенные материальные выгоды. Брачно-семейные отношения на основе
нечестного контракта, т.е. партнеры стремятся извлечь из брака
одностороннюю выгоду. Брачно-семейные отношения по принуждению, когда
один партнер прессингует другого. Брачно-семейные отношения как
ритуальное исполнение социально-нормативных установок. Брачно-семейные
отношения на основе любви (присутствует принцип добровольности,
сознательности).
Этапы развития семьи:
Существуют разные подходы к пониманию жизненного цикла семьи и
построение периодизации такого цикла. В современной отечественной
психологии существует периодизация Васильевой, которая выделила 5 стадий
жизненного цикла семьи: 1. Зарождение семьи до рождения ребенка. 2.
Рождение и воспитание детей. 3. Окончание выполнения семьей
воспитательных функций. 4. Дети живут с родителями, и хотя бы один не
имеет собственной семьи. 5. Супруги живут отдельно или с детьми,
имеющими собственные семьи.
Периодизация развития жизненного цикла Хилла:
Стадия монады (возникновение симпатии, период ухаживания). Стадия
вступления в брак. Рождение ребенка. Проживание с ребенком до
подросткового возраста. Стадия «вылета детей из гнезда». Стадия смерти
одного из супругов. Развитие семейных отношений и выделение этапов
развития семьи происходит также на основе выделения кризисов семьи.
Эмпирически установлено, что в определенные периоды изменения цикла
жизни семьи появляется тенденция кризисов и конфликтов.
Типология семейных кризисов,
предложенной Вирджинией Сатир, выделены следующие этапы развития
семейных отношений и сопровождающие их кризисы: 1.Зачатие, беременность и
рождение ребенка. 2.Начало освоение ребенком человеческой речи.
3.Ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это
происходит в школе. 4. Ребенок вступает в подростковый возраст.
5.Ребенок становится взрослым и покидает дом. Это родителями оценивается
как потеря. 6. Молодые люди женятся и в семью входят новые
родственники. 7. Наступление климакса в жизни женщины и потеря
репродуктивного возраста. 8.Уменьшение сексуальной активности у мужчин.
9.Родители становятся бабушками и дедушками. 10.Умирает один из
супругов.
Классификация цикла жизни семьи строится
по соответствующим им задачам (на каждом этапе решается своя задача).
1. Добрачные общения: достигается частичная материальная независимость
от генетической семьи, приобретается опыт общения с другим полом,
выбирается браный партнер, приобретается опыт эмоционального и делового
взаимодействия с ним. Заканчивается браком и принятием супружеских
ролей. 2. Этап медового месяца: принятие изменений в интенсивности
чувств партнеров, установление психологически-пространственной дистанции
с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении
бытовых вопросов семьи, первичное соглашение семейных ролей. 3. Этап
молодой семьи: решается вопрос либо о возвращении семьи в
профессиональную деятельность, либо вопроса продолжения рода, рождения
ребенка. На современном этапе очень значимым вопросом является проблема
карьерного роста жены. В конце этого этапа происходит решение задач,
связанных с отцовством и материнством, в частности разделении социальных
ролей, материально-обеспеченных условий новой семьи, приспособлении к
большим физическим, психологическим нагрузкам, недостаточной возможности
побыть в одиночестве. 4. Этап зрелости: успешное выполнение своих
функций. Задачи: создание новой структуры отношений, т.к. на предыдущем
этапе она пополнилась новым членом, а на данном этапе происходит
формирование личности, соответственно меняется роль родителей. Кроме
удовлетворения безопасности, опеки ребенка родители должны обладать
способностью воспитывать и организовывать социальные связи ребенка. Этап
заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от
родительской семьи. 5. Этап семьи и детей старшего возраста:
возобновляются супружеские отношения и новое содержание в воспитательной
функции – появляются внуки.
Функции семьи.
Семья является не только социальной группой, но и общественным
институтом. Семья помимо воспитательной выполняет ряд функций: 1.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты
семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение
домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда. 2.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и
качественном воспроизводстве населения. 3.Восстановительная функция
семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации
досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член
семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит
средством восстановления физических и духовных сил человека. 4.
Экономическую функцию – в доиндустриальную эпоху семья была первичной
производственной группой, в настоящее время в семье распределяются
доходы, заработанные вовне, и происходит потребление. 5. Функцию
передачи социального статуса – семьи разных слоев общества имеют разный
социальный статус и передают его новым членам семьи – детям. 6. Функцию
поддержания благосостояния членов семьи.
Характеристика детско-родительских отношений и воспитания.
Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие
«роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям,
определяет стиль воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается
совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со
стороны родителей.
Болдуин выделил 2 доминирующих стиля родительского воспитания:
- демократический (высокая степень вербального общения между родителями и детьми, возможность обсуждения семейных проблем, стремление к снижению собственной субъективности ребенка, умение прийти на помощь при необходимости);
- контролирующий (предполагает
существенного ограничение поведения ребенка, при этом достаточную
степень понимания ребенком смысла ограничений). Требования родителей
могут быть достаточно жесткими, но если они предъявляются ребенку
постепенно и последовательно, то они признаются ребенком как
справедливые и обоснованные.
Типология Гарбузова:
3 типа неправильного воспитания: 1. Воспитание по типу А, т.е. по типу
эмоционального отвержения, неприятия ребенка. Характерно: непринятие
индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем и
навязыванием ему единственно правильного типа поведения, либо этот тип
воспитания может проявляться в полном попустительстве и явном недостатке
контроля. 2. Воспитание по типу В, т.е. гиперсоциализация: выражается в
тревожно-мнительной позиции родителей по поводу состояния здоровья
ребенка, его социального статуса среди сверстников, ожидание успехов в
обучении и будущей профессиональной деятельности. 3.Воспитание по типу С
– эгоцентрическое или воспитание по типу «кумир в семье». Ребенок в
центре семейных взаимоотношений, все внимание ему часто в ущерб другим
членам семьи.
Классификация Эдеймиллера и Личко
выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания:
1.Гипопротекция: недостаточно опеки и контроля, ребенок как правило без
надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам,
часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть
скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер.
2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном
внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения,
слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и
ответственности. 3. Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира
семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей,
чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными
успехами. 4. Эмоциональное отвержение: ребенком тяготятся, его
потребности игнорируются, нередко жестоко обращаются (ребенок - обуза).
5. Жестокие взаимоотношения: может проявляться открыто и к ребенку
применяется насилие, срывается зло, либо скрытое, тогда – эмоциональная
холодность. 6. Повышенная моральная ответственность: от ребенка требуют
честность и порядочность, чувство долга, не соответствующее его
возрасту, завышенный уровень притязаний у родителей к ребенку.
Типология Варги родительских отношений:
Принимается авторитарное отношение, симбиоз, маленький неудачник.
Делалась попытка описать стиль воспитания в семье, т.е. роли, которые
выполняет ребенок. Захарова: 4 роли: «Козел отпущений»: супружеские
отношения проецируются на ребенка. «Любимчик»: когда родители пламенных
чувств друг к другу не испытывают. «Примиритель»: ребенок выполняет
миротворческую функцию. «Бэби»: ребенок пожизненно приписана роль быть
ребенком.