Самосознание, его структура и развитие.
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие
самосознания, которое можно определить как образ себя и отношение к
себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий
посвящённой роблеме Самосознания. Этим вопросом занимались такие
выдающиеся деятели отеч психологии как Б.Г.Ананьев, Столин,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество
исследований Самосознания. Этой проблематикой занимались Джеймс,
Роджерс. В заруб литературе Самосознание понимается как «Я-концепция»-
результат процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех
представлений индивида о себе. Роджерс в качествеве ядра личности
рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношния
Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности
является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без
конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма –
принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя
или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс называет
органическим оценочным процессом, т.к. источник оценок первоначально
лежит как бы внутри организма, у Роджерса развитие личности определяется
врожденной тенденцией, социальная среда лишь играет роль внешнего
чуждого природе человека фактора давления. «Я-концепция» по К. Роджерсу
опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные
процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки
представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно
Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более
необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в
одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении
потребностей своего организма. На почве уважения возникает и
самоуважение, которое тоже становится важной потребностью человека.
Самосознание - это особая личностная подструктура, выражающаяся в
способности чел-ка выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и
отличное от всего окружающего. Самосознание личности направлено на то
основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственно
личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации
мотивов. Основная функция самосознания личности – сделать для личности
доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо
взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть
ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний
конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и
смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок к самосознанию.
Рубинштейн: Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а
продукт развития, в ходе которого человек приобретает жизненный опыт,
перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит
более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс
переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое
сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его
действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни.
Способность, вырабатывающаяся у некот людей, осмыслить жизнь в большом
плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только
найти сред-ва для решения задач, но и опред-ть сами задачи и цель жизни
так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем это
драгоценное и редкое св-во- мудрость. Формирование самосознания идет в
общении. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как
уникальный результат психического развития человека. Благодаря
Самосознанию человек становится хозяином самого себя, т.е. он способен
планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели,
соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями,
контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической
основе это ситуации собственной индивидной (природной) сущности.
Субъективно Самосознание выражается в переживании чувства Я, которое
является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в
соответствующих ситуациях. (я пишу, я думаю, я хочу). Самосознание явл.
своеобразным ядром центром высшей инстанцией и духовной основой
личности. Леонтьев считал, что первое развитие происходит на рубеже 3-х
лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение – в
подростковом возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс –
как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение
себя из окружающего мира – это путь к развитию Самосознания. Базовый
компонент Самосознания – самооценка. Первая самооценка у ребенка
эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом
себе, и дальше поведенческая. Виды самооценки: 1.
по степени обобщения: частная (своих показателей) и обобщенная
(глобальная); 2. по уровню: низкая, средняя, высокая; 3. по
адекватности: низкая, высокая. Выделяют 4 структурных компонента С, они
тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это
все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и
заканчивая внутренними личностными особенностями. Самосознание – это
когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной
значимости Необходимым условием возникновения и существования образа Я
представляется система познавательных процессов, ориентированных на
самопознание. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее
устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие,
комплекс неполноценности. По знаку оно может +,- или двойственное.
Отношение к себе определяет внутреннее самочувствие человека, очень
важно чтобы оно было позитивным. 3. оценочный – в результате
соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у
чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой,
я и хороший и плохой). Самооценка является одновременно и когнитивным и
аффективным образованием, т е включает в себя и знания о себе и
отношения к себе. Самооценка определяет уровень притязаний человека,
измеряемый степенью трудности жизненных целей и задач и уровнем
достижений на который он претендует. От нее зависит также оценка
результатов своей деятельности, выбор партнеров по общению и по жизни,
отношение к людям, она бывает адекватной и не. При наличии адекватной
самооценки чел-к более или менее правильно оценивает себя, она
выражается в том, что чел-к обычно ставит перед собой реально достижимые
и соответствующие собственным возможностям цели и задачи; способен
брать на себя ответ-ть за свои успехи и неудачи. Неадекватная самооценка
бывает либо завышена, либо занижена. Самооценка формируется в процессе
воспитания. По своей генетической сущности она представляет собой
усвоенное ребенком отношение к нему и оценки значимых других, особенно
родителей. Поэтому неадекватное отношение к ребенку (эмоциональная
холодность, гиперопека, приводит к искажению его самооценки). Чел-к
способен не только выделять себя из окруж. мира, познавать и оценивать,
но и управлять собой, воздействовать на себя, изменять себя –
регулятивный компонент. Необходимость в этом возникает в ситуациях,
когда чел-к обнаруживает, что его реальное поведение и какие-то качества
не соответствуют требованиям его духовно-нравственного идеала (П-р, он
совершает трусливый поступок в то время как не уважает трусливых людей и
не считает себя таковым). Подобные ситуации явл травмирующими и
приводят к психической дестабилизации личности. При длительном их
воздействии у чел-ка возникает хроническая невротизация и потеря
самоуважения. Преодоление осуществляется с помощью механизмов и приемов,
которые образуют регулятивный компонент самосознания: 1. на основе
механизмов и приемов самовоспитания, психическая стабилизация
достигается путем реального изменения чел-ка самого себя, для этого
используется система спец упражнений, тренировок в рез-те которых
происходит «подтягивание» личности к своему идеалу. Такой способ явл
очень полезным и эффек-ным, т к приводит к самосовершенствованию и
личностному росту. 2. Не связан с изменением личности, он построен на
системе особых механизмов и приемов психол-кой защиты (отрицание,
вытеснение, проекция…). Они хотя не перспективны в плане личностного
роста, но очень важны в психотерапевтическом отношении. Самосознание
включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа
результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей
деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей,
переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3.
Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как
интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного
становления личности; 5. Самоуважение. Самосознание - это сложная
психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре
составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1.
«сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е.,
самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к
2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание
своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных
самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4.
социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).
Главные функции (Гиппенрейтер)С-познание себя, усовершенствование себя,
поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла
жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию
(объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так
А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл,
который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению
качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный
аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В.В.Столин
выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я»,
отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его
мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение
в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к
себе. В. Г. Абдрахманова в этой связи считает, что самооценка
представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в
способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с
результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих,
но и на уровне собственных требований к себе».
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 5148
| Рейтинг: 2.8/4 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|