Самосознание, его структура и развитие.
| 
  Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"  
 К содержанию Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие 
самосознания, которое можно определить как образ себя и отношение к 
себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий 
посвящённой роблеме Самосознания. Этим вопросом занимались такие 
выдающиеся деятели отеч психологии как Б.Г.Ананьев, Столин, 
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество 
исследований  Самосознания. Этой проблематикой занимались Джеймс, 
Роджерс. В заруб литературе Самосознание понимается как «Я-концепция»- 
результат процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех 
представлений индивида о себе. Роджерс  в качествеве ядра личности 
рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношния 
Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории личности 
является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без 
конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма –
 принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя
 или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс называет 
органическим оценочным процессом,  т.к. источник оценок первоначально 
лежит как бы внутри организма, у Роджерса развитие личности определяется
 врожденной тенденцией, социальная среда лишь играет роль внешнего 
чуждого природе человека фактора давления. «Я-концепция» по К. Роджерсу 
опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные 
процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки 
представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно 
Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более 
необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в 
одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении 
потребностей своего организма. На почве уважения возникает и 
самоуважение, которое тоже становится важной потребностью человека.  
Самосознание - это особая личностная подструктура, выражающаяся в 
способности чел-ка выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и 
отличное от всего окружающего. Самосознание личности направлено на то 
основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственно 
личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации 
мотивов. Основная функция самосознания личности – сделать для личности 
доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо 
взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть 
ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний 
конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и 
смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок к самосознанию. 
Рубинштейн: Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а
 продукт развития, в ходе которого человек приобретает жизненный опыт, 
перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит
 более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс 
переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое 
сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его 
действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни. 
Способность, вырабатывающаяся у некот людей, осмыслить жизнь в большом 
плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только 
найти сред-ва для решения задач, но и опред-ть сами задачи и цель жизни 
так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем  это 
драгоценное и редкое св-во- мудрость. Формирование самосознания идет в 
общении. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как 
уникальный результат психического развития человека. Благодаря 
Самосознанию человек становится хозяином самого себя, т.е. он способен 
планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, 
соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, 
контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической
 основе это ситуации собственной индивидной (природной) сущности. 
Субъективно Самосознание выражается в переживании чувства Я, которое 
является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в
 соответствующих ситуациях. (я пишу, я думаю, я хочу). Самосознание явл.
 своеобразным ядром центром высшей инстанцией и духовной основой 
личности. Леонтьев считал, что первое развитие происходит на рубеже 3-х 
лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение – в
 подростковом  возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс – 
как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение 
себя из окружающего мира – это путь к развитию Самосознания. Базовый 
компонент Самосознания – самооценка. Первая самооценка у ребенка 
эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом 
себе, и дальше поведенческая.  Виды самооценки: 1. 
по степени обобщения: частная (своих показателей) и обобщенная 
(глобальная); 2. по уровню: низкая, средняя, высокая; 3. по 
адекватности: низкая, высокая. Выделяют 4 структурных компонента С, они 
тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это 
все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и 
заканчивая внутренними личностными особенностями. Самосознание – это 
когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной 
значимости Необходимым условием возникновения и существования образа Я 
представляется система познавательных процессов, ориентированных на 
самопознание. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее 
устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие, 
комплекс неполноценности. По знаку оно может +,- или двойственное. 
Отношение к себе определяет внутреннее самочувствие человека, очень 
важно чтобы оно было позитивным.  3. оценочный – в результате 
соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у 
чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой,
 я и хороший и плохой). Самооценка является одновременно и когнитивным и
 аффективным образованием, т е включает в себя и знания о себе и 
отношения к себе. Самооценка определяет уровень притязаний человека, 
измеряемый степенью трудности жизненных целей и задач и уровнем 
достижений на который он претендует. От нее зависит также оценка 
результатов  своей деятельности, выбор партнеров по общению и по жизни, 
отношение к людям, она бывает адекватной и не. При наличии адекватной 
самооценки чел-к более или менее правильно оценивает себя, она 
выражается в том, что чел-к обычно ставит перед собой реально достижимые
 и соответствующие собственным возможностям цели и задачи; способен 
брать на себя ответ-ть за свои успехи и неудачи. Неадекватная самооценка
 бывает либо завышена, либо занижена. Самооценка формируется в процессе 
воспитания. По своей генетической сущности она представляет собой 
усвоенное ребенком отношение к нему и оценки значимых других, особенно 
родителей. Поэтому неадекватное отношение к ребенку (эмоциональная 
холодность, гиперопека, приводит к искажению его самооценки). Чел-к 
способен не только выделять себя из окруж. мира, познавать и оценивать, 
но и управлять собой, воздействовать на себя, изменять себя – 
регулятивный компонент. Необходимость в этом возникает в ситуациях, 
когда чел-к обнаруживает, что его реальное поведение и какие-то качества
 не соответствуют требованиям его духовно-нравственного идеала (П-р, он 
совершает трусливый поступок в то время как не уважает трусливых людей и
 не считает себя таковым). Подобные ситуации явл травмирующими и 
приводят к психической дестабилизации личности. При длительном их 
воздействии у чел-ка возникает хроническая невротизация и потеря 
самоуважения. Преодоление осуществляется с помощью механизмов и приемов,
 которые образуют регулятивный компонент самосознания: 1. на основе 
механизмов и приемов самовоспитания, психическая стабилизация 
достигается путем реального изменения чел-ка самого себя, для этого 
используется система спец упражнений, тренировок в рез-те которых 
происходит «подтягивание» личности к своему идеалу. Такой способ явл 
очень полезным и эффек-ным, т к приводит к самосовершенствованию и 
личностному росту. 2. Не связан с изменением личности, он построен на 
системе особых механизмов и приемов психол-кой защиты (отрицание, 
вытеснение, проекция…). Они хотя не перспективны в плане личностного 
роста, но очень важны в психотерапевтическом отношении. Самосознание 
включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа 
результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей 
деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, 
переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. 
Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как 
интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного 
становления личности; 5. Самоуважение.  Самосознание - это сложная 
психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре 
составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. 
«сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., 
самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 
2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание 
своих психических свойств, происходящее   результате обобщения данных 
самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. 
социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте). 
Главные функции (Гиппенрейтер)С-познание себя, усовершенствование себя, 
поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла 
жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию 
(объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так 
А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл, 
который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению
 качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный 
аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В.В.Столин 
выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», 
отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его 
мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение
 в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к
 себе. В. Г. Абдрахманова в этой связи считает, что самооценка 
представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в 
способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с 
результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих,
 но и на уровне собственных требований к себе». 
		
	  |  
| Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011) 
  
 |  
| Просмотров: 5206 
| Рейтинг: 2.8/4 |  
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [  Регистрация |  Вход ]  
 | 
 
 
 
 | 
 
 
  
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Онлайн |  
 Онлайн всего: 1  Гостей: 1  Пользователей: 0  |  
 |   |  
   
 
 
 
 
 
 
 |