Этим вопросом занимался отечественный психолог Б.М.Теплов. Он выделил 3 признака, которые заключаются в понятии «способность»:
- индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
- понятие «Способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности –
индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие эффективность
освоения и выполнения какой-либо деятельности. Способности не являются
врожденными, они развиваются в деятельности. Врожденными могут быть лишь
анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки. Любые задатки должны
пройти большой путь развития, прежде чем превратится в Способности.
Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий: 1) созревание
необходимых органических структур и их функциональная дифференциация. 2)
в развитии Способностей можно выделить несколько этапов (повышенная
чувствительность к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного
вида деятельности – сензитивные периоды). Эти периоды особой готовности к
овладению специальными видами деятельности рано или поздно
заканчиваются. Если функция не получила благоприятного развития, то в
последствии ее развитие оказывается затруднено, а то и невозможно. 3)
особенности семейного воспитания (много факторов + создание родителями
зоны оптимальной трудности). 4) яркие эмоциональные переживания 5)
важный компонент Способности - повышенная мотивация, она обеспечивает
интенсивную и «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для
развития Способности. Неблагоприятные условия: обедненная среда
(нехватка впечатлений), плохие условия воспитания (психические травмы),
неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение). Способность,
которая не развивается, которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у
себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Развития
способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые
представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для
дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня
(С.Л. Рубинштейн).
Два уровня развития способностей:
Репродуктивный - человек обнаруживает высокую способность овладевать
умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по
предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. Творческий -
человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и
умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на
другой.
Классификация уровней развития Способностей:
Способность, одаренность, талант, гениальность. Теплов разделял
способности на: общие - которые проявляются в любом виде деятельности и
специальные - в конкретном виде деятельности (музыкальные). К общим
Способностям примыкают специальные и формируется одаренность.
Одаренность:
это сочетание различных высокоразвитых Способностей, которая
обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо
деятельности (именно возможность, потому что от чел требуется еще и
овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками).
Выделяют следующие виды одаренности:
художественная
(подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и
исполнительском мастерстве - в музыке, в живописи, в драмати¬ческом
искусстве);
общая интеллектуальная и академическая (характеризуется
сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению
понятиями, высо¬коразвитыми способностями к переработке инфор¬мации,
проявляется в успешности обучения);
творческая (порождается
способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью к
изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные
особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость,
отсутствие внимания к порядку;
социальная (предполагает установление
зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения,
развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
практическая
(характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности,
зна¬нием сильных и слабых сторон и способностью ис¬пользовать это
знание; это способность менеджера, посредника). Выделяют также виды
одаренности в соответствии с различными областями знания
(математическая, литературная).
Талант - это
высокий уровень развития специальных Способностей (музыкальных,
литературных). Талант проявляется и развивается в деятельности.
Деятельность талантливого чел характеризуется новизной, оригинальностью
подхода (творчество). Пробуждение таланта, как и Способности общественно
обусловлено. Талант – это определенное сочетание Способностей, их
совокупность. Отдельная изолированная Способность, даже очень
высокоразвитая, не может быть названа талантом (необходимы и гибкость
ума, богатая фантазия, сильная воля, чтобы добиться результата).
Гениальность
- это высший уровень развития Способности. О гениальности говорят,
когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни
общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который
характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных
областях деятельности. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль»,
какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются
ярче.
Проблематика измерения способностей является одной из
сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном
измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития
какой-либо способности. Но способности – это качественная
характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует
оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо
оценивать дважды: первый раз, когда он решает задачу самостоятельно,
второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать
динамику развития способности. Диагностика умственных способностей
человека традиционно связано с понятием интеллекта.
Измерение способностей:
основатель дифференциальной психологии – Ф. Гальтон (Англия). Впервые –
метод опроса (анкетирование). Для измерения – тестирование (точный
метод). Тест – короткое испытание с целью установить наличие, степень
выраженности определенного свойства. Сначала изучались совокупности
способностей - тесты на общий интеллект. А. Бине, Симон (Франция).
Задача: выявить детей с различными способностями к школьному обучению.
Понятие общего интеллекта: на житейском уровне – мышление, т.е.
«интеллектуальный» – «ментальный» – психический в целом. Первый тест на
интеллект. Первоначально в него входило 30 задач, вербальных,
направленных на восприятие (перцептивных) и манипулятивных, которые
располагались по возрастанию трудности. Уровень трудности определялся
эмпирически, путем проведения этих тестов на нормальных детях в возрасте
от 3 до 13 лет, на нескольких умственно отсталых детях и взрослых.
Особый упор делался на способности к пониманию и рассуждению, которые
Бине считал основными составляющими интеллекта. Бине и Симон предложили
понятие умственного возраста, который определялся по уровню тех
интеллектуальных задач, которые способен решить ребенок. Успешно
выполненная задача – операциональный критерий для возраста. После смерти
Бине в 1911 году его тесты были переведены на английский язык и
представлены в США. В 1916 году Льюис Терман модифицировал тест
Бине-Симона, и этот вариант, названный шкалой Стэнфорд-Бине по названию
университета, стал стандартным.