Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах
стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних
учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но
школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с
распространением научно-популярной психологической литературы и
возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям. В 90-х гг. в
России значительно возросло количество факультативных курсов по
психологии в школах. В настоящее время существует два основных типа
программ обучения психологии в российских школах: 1) предметно-ориентированные; 2) личностно-ориентированные. В
программах предметно-ориентированного типа психология выступает как
предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень
знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его
изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания,
а также умения их практического использования. Программа может быть
научно- или практически-ориентированной. Знания и умения, которые
усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение
определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке.
Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения.
Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и
оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при
изучении других школьных предметов. В программах
личностно-орнентированного типа уроки психологии выступают как система
занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения
теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя
может подразумеваться). Формирование практических психологических умений
и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой
программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры
занятий. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а
объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки
выступают как психологическое сопровождение естественного развития
учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии. 1.
Уроки психологии предметно-ориентированного типа по содержанию и
методам проведения являются обычными уроками, как и уроки но леем другим
предметам, которые изучаются а школе. Они могут быть обязательными пли
факультативными, но всегда ставятся к сетку учебного расписания школы.
Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же
как и посещение уроков. 2. Уроки психологии
личностно-ориентированного типа по содержанию и методам проведения
похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия
ставятся обычно вне учебною расписания, а участие в них является
добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В
одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не
приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в
группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение
определенною времени является обязательным (как и во многих
психологических тренингах). В целом можно сказать, что обучение
психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение,
повышение психологической культуры школьников может осуществляться в
разных формах образовательной деятельности школы: 1) уроки психологии
предметно-ориентированного типа; 2) уроки по другим школьным предметам;
3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.
Обучение
психологии в ВУЗах. Цель обучения психологии в вузах – овладение
теоретическими и практическими знаниями и методами построения
взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их
жизнедеятельности.
Некоторые задачи курса Психологии: - знакомство с историей формирования психологических идей - обеспечение понимания значения психологических знаний в жизнедеятельности человека - знакомство с различными психологическими школами, направлениями - построение и проведение психодиагностических исследований - обучение обработке (колич. и кач.) результатов исследования и их интерпретации - умение построения и проведения методов психологической коррекции.
Специфика
обучения в средних и высших учебных заведениях: в средних учебных
заведениях учитывается возраст учащихся, направленность их личности,
зона ближайшего развития. (Дубровина И.В. разработала программы
преподавания психологии в школе). В вузах учащиеся не только получают
знания и используют их для преобразования жизнедеятельности других
людей, но и направляют эти знания на себя (осознанное обучение).
Особенностью базового психологического образования в России (в отличие
от американского и английского) является то, что высшее образование
самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов.
Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность. Российское
высшее психологическое образование, отличается широкой общенаучной и
общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе
студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных,
социально-экономических, математических, естественнонаучных и
психологических дисциплин. В связи с этим в перечень учебных дисциплин
включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика,
экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология,
педагогика. Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также
большое значение для обучения студентов-психологов.
В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций: 1.
«Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель
психологии» относится к группе гуманитарно-социальных специальностей. 2.
«Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог»
относится к группе педагогических специальностей. 3. «Клиническая
психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» относится к
группе гуманитарно-социальных специальностей.
Перечень направлений подготовки и специальностей: 1.
Обучение по специальности «Психология» предполагает общее
психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие
специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а
также преподавать психологию в учебных заведениях. Деятельность
специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических
факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он
может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную;
учебно-воспитательную; научно-исследовательскую;
культурно-просветительную. Студенты, обучающиеся по специальности
«психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер: 1.
Общая психология. 2. Психология личности. 3. Социальная психология. 4.
Политическая психология. 5. Психология менеджмента 6. Юридическая
психология. 7. Психология труда и организационная психология. 8.
Клиническая психология. 9. Психофизиология. 10. Специальная психология.
11. Психология развития и акмеология.12. Педагогическая психология. 13.
Психологическое консультирование.14. Психология социальной работы. 15.
Спортивная психология. 2. Обучение по специальности «Педагогика и
психология» предполагает психологическое образование и профессиональную
подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность,
направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса,
личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может
работать в образовательных учреждениях различного типа. Он может
выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
коррекционно-развивающую; преподавательскую; научно-методическую;
социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительную;
управленческую. 3. Обучение по специальности «Клиническая
психология» предполагает психологическое образование и профессиональную
подготовку широкого профиля, позволяющие специалисту осуществлять
практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на
повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на
гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и
преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог
работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации,
обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием. Он может
выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях
здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере
управления, производства и бизнеса: - диагностическую; - экспертную; -
коррекционную; - профилактическую; - реабилитационную; -
консультативную; - научно-исследовательскую; -
культурно-просветительную; - учебно-воспитательную.
|
Категория: Психология и Педагогика | Добавил: Ni-Cd (28 Ноября 2011)
|
Просмотров: 2996
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Онлайн |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|