ФОЛЬКЛОР — это вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме.
Основные
КАТЕГОРИИ фольклора - это коллективность, традиционность, формульность,
вариативность, наличие исполнителя, синкретичность.
РУССКАЯ
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ СИСТЕМА – группа обрядов и словесно-художественных
жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене
времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой
поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого
труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето).
Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно
четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний. Сущность
обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий
хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от
рождества Христова до так называемого крещения, вторая – от крещения до
масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим
работам.
Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было
калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося
солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу.
Т.Е. КАЛЕДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ СИСТЕМА - это художественное обобщение
трудового крестьянина - землевладельца.
Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.
Календарные
обряды сопровождают жизнь человека в течение года, соотносясь с циклом
природного календаря и трудовой деятельностью крестьянина.
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1. КОЛЯДНЫЕ ПЕСНИ
2. ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ
3. СВЯТОЧНЫЕ ПЕСНИ
4. МАСЛЯНИЧНЫЕ ПЕСНИ
5. ВЕСНЯНКИ
6. ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ И ДР.
ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА
I.ОБРЯДОВАЯ
поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и
хозяйственно-земледельческой деятельностью человека.
• обрядовые
комплексы, связанные с жизнью человека(бытовые) – рождение, именование,
инициация(док. взросления), свадебный обряд, повтор предыдущ. для детей,
похороны.
• обрядовые комплексы, связанные с физическим, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме(заговоры)
II.НЕОБРЯДОВАЯ поэзия:
1) эпос (былина, сказка, баллада) и несказочные(легенда, предание, быль, духовные стихи);
2) лирика (лирическая песня)
3) драма (народная драма): зазывание балаганных дедов, театр Петрушки.
III.МАЛЫЕ фольклорные жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки).
• Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.)
• Пословицы + поговорки
• Загадки
• Частушки.
ЗАГАДКИ
ЗАГАДКА представляет собой краткое образное определение предмета или
явления, но в отличие от пословицы она дает это определение в
иносказательной, нарочито затемненной форме; ЗАГАДКА - иносказательное
изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается
отгадать. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой
на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка
может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два
конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Загадывание
загадок — особый вид ритуально-игрового поведения, вербальный акт, в
котором один участник предлагает зашифрованное высказывание о некоем
предмете или явлении, а другой должен назвать денотат.
ТЕМАТИКА
загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и
хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются
видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер,
дождь, снег, радуга и т. п.; единицы времени; растения, животные;
человек, его тело, одежда и пища, семья; предметы и орудия труда,
занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д.
ЗНАЧЕНИЕ загадок трудно
переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку,
сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.
Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.
Загадка обычно СОСТОИТ из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны.
ПОСЛОВИЦА
- народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а
народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа,
стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не
принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и
отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица
приобретает свой конкретный смысл.
Ей свойственна ритмическая
организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет
лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Итак,
пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее
поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ
на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
ПОГОВОРКА
это широко распространенное образное выражение, метко определяющее
какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены
прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,
часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову,
бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера
законченного суждения.
В речи пословица часто становится поговоркой и
наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто
употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть
образное изображение любителя чужого труда.
Пословицы и поговорки
отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они
представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность.
В них закреплен опыт народа. ТЕМАТИКА пословиц и поговорок очень
разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических
событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и
восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а
также другие нравственные качества человека.
О ДРУЖБЕ: Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
О ТРУДЕ: Какие труды, такие и плоды.
О СЕМЬЕ: Муж без жены - что гусь без воды. И ДР.
КОМПОЗИЦИЯ
По своей композиции
большинство пословиц являются двучленными. Эта двучленность
подчеркивается их определенной интонационно – ритмической организацией.
Обе части пословицы, отделенные друг от друга паузой, нередко
произносятся с аналогичной или близкой интонацией. И эта интонационная
повторяемость частей создает определенную ритмичность. Например: "Хоть
мошна пуста, да совесть чиста”. (Мошна, мошня – кошель, сумка, киса,
мешочек денежный на вздержке или с завязкою. "Чужая мошна что чужая
совесть”).
ТРОПЫ:
Во многих пословицах народом использовались
СРАВНЕНИЯ, которые делают ярче и выразительней их смысл. Человек с
чистой, незапятнанной совестью подобен "глазу божьему” ("Добрая совесть –
глаз божий”).
Известный композиционный прием (синтаксический
параллелизм) в таких пословицах поддерживает четкость и ясность
синтаксического членения. (Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука)
ЭЛЛИПСИС
- фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из
членов предложнния, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего
сказуемого» Этим достигается динамичность и сжатость речи,
передается напряженная смена действия. Э. — один из видов умолчания.
Часто встречается в пословицах и поговорках: «Дружно — не грузно, а
врозь хоть брось», «Посмотрит — рублём подарит».
Антитеза – одно
из наиболее характерных художественных средств. В пословицах проявляется
стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая,
что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно,
т.е. пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку (Ученье свет, а не
ученье тьма).
РИФМА. Большую ритмико-смысловую роль в пословицах играет рифма.
В
пословицах рифмуются наиболее значимые слова, это можно особенно ярко
проиллюстрировать сопоставлением их отдельных вариантов. Возьмем, к
примеру, пословицу Метил в цель, а попал в пень. Здесь слово пень
рифмуется со словом цель. Позднее слово пень было заменено словом
окошко. В связи с этим пришлось заменить и слово цель, так как оно не
рифмовалось с новым словом. И получился такой вариант пословицы: Метил в
лукошко, а попал в окошко. Рифмы в пословицах выполняют важную функцию.
Они подчеркивают, усиливают ритмичность пословиц, выделяют наиболее
значительные в смысловом отношении слова. Например: Солдат-горемыка хуже
лапотного лыка. Для пословиц и поговорок характерна ритмическая
организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных
слогов.
СКАЗКА фольклорная — эпический жанр устного народного
творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в
фольклоре разных народов.
Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):
1. Устность.
2. Коллективность.
3. Анонимность.
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности.
1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
2. Волшебные сказки.
3. Новеллистические (бытовые) сказки.
4. Сказки об одураченном чёрте.
5. Анекдоты.
6. Небылицы.
7. Докучные сказки.
Один из древнейших видов русских сказок –
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. Мир животных в сказках воспринимается как
иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют
реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость,
трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т.
п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе
и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая
обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из
саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот,
петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет
гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во
всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим
героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и
выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"),
собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную
собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").
Еще
одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую
силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко
называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с
крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и
медведь").
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли
слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у
"крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных
героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
В характеристике
действующих лиц проявляется ИНОСКАЗАНИЕ: изображение повадок зверей,
особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и
вносит в повествование критические начала, которые выражаются в
использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического
изображения действительности.
Юмор основан на воспроизведении
нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в
прорубь и верит, что он поймает рыбу).
ЯЗЫК сказок образен, воспроизводит
бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и
Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над
повествованием. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок",
"Коза-дереза").
КОМПОЗИЦИЯ сказок несложна, основана на повторении
ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко",
"Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их
выразительны
В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ перед слушателем возникает иной, чем в
сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют
необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и
ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими
представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер,
связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских
сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста –
ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна",
"Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.
Герой
волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все
препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И
если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то
в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Положительному
герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Противники
положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей
Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки,
коварны и алчны.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды
(с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных
царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются
традиционные художественные СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: эпитеты (конь
добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море
синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными
суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами,
подчеркивают яркость повествования.
БЫТОВЫЕ сказки отличаются от волшебных. В
их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и
фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат,
купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь
замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и
слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой
хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это
сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная
направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным
заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость,
невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках
изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки,
суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть
черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели,
несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые
сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается
быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как
нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что
определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В
них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и
особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.
Как
отдельный подраздел народных русских бытовых сказок можно при особом
желании выделить САТИРИЧЕСКИЕ сказки, в которых высмеивается барин,
барыня, поп, дьякон (Барин и плотник; Барин и собака; сказка Барин и
мужик; Барин лает в церкви; Добрый поп; Как поп работницу нанимал; Мужик
и поп) и т.п. Положительный персонаж бытовой сказки, равно как и
волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в
сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное
утверждение-поговорку, что голь на выдумку хитра.
Сборник А.Н.
Афанасьева "Народные русские сказки", в который большой собирательский
вклад также внес Даль, передавший Афанасьеву около тысячи записанных им
сказок. Сборник Афанасьева выходил в 8 выпусках с 1855 по 1863 год.
БЫЛИНЫ
— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета
былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный
эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «старина»,
«старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь,
происходило в прошлом).
ЦИКЛЫ:
КИЕВСКИЙ или «владимиров» цикл. В
этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь
не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев,
призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что
песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для
киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей
киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь
приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя,
во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев
(Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).
НОВГОРОДСКИЙ
цикл. Былины резко отличаются от былин «владимирова» цикла, что
неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а
был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин
(Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.
МОСКОВСКИЙ
цикл. В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В
былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей,
характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда,
нравы и поведение горожан
Историзм
В центре множества русских
былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно
отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113—1125). Илья Муромец
упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке» и немецкой поэме
«Ортнит», а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его
гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских
князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В
Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек
на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал
двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что
его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в
качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана
Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом
(Довмонтом).
ОСОБЕННОСТИ
Слог в былинах отличается
богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами,
параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами,
не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины
сохраняют довольно большое количество архаизмов, особенно в типических
частях.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины,
повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил
необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется
такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные
слова: …ета коса, коса, …из далече-далече, дивным дивно (повторения
тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться,
дани-пошлины, (повторения синомимические), зачастую окончание одной
строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На
святую Русь да и под Киев град…, нередки троекратные повторения целых
эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно
детализированы.
КОМПОЗИЦИЯ: Былины, как правило, трехчастны: запев
(обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в
подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается
действие); концовка.
СЮЖЕТЫ: Количество былинных сюжетов, несмотря
на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма
ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство
или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай,
Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена
Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и
Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными
захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с
Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с
литовцами (Былина о наезде литовцев).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - возникли
в период борьбы с татарским игом ( 13-14вв), как отклик на события
общественной и военной истории.В исторической песне речь идет о
каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии.
До нас дошли первые исторические песни о Щелкане(тверское восстание
1327года против татарского баскака Щелкана, посланного золотоордынским
ханом Узбеком в Тверь в качестве наместника). Песня о Щелкане уникальна
во многих отношениях. Во-первых, это единственное произведение устного
народного творчества, полностью посвященное не герою, а антигерою, одной
из самых зловещих фигур как в русском эпосе, так и в русской истории.
Во-вторых, песня о нем, как и про Авдотью Рязаночку,-самая древняя из
сохранившихся народных исторических песен, отразивших борьбу с иноземным
игом. И, в-третьих, "Щелкан Дудентьевич", как никакое другое
фольклорное произведение, отражает вполне конкретное историческое
событие - знаменитое Тверское восстания 1327г.
ТЕМАТИКА исторических
песен разнообразна и многогранна: войны, походы, народные восстания,
случаи из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов.
По ним можно судить об отношении народа к происходящему, о его
приоритетах и моральных ценностях.
Песни лаконичнее былин, их сюжет
более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы
ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним
эпизодом. В КОМПОЗМЦММ исторических песен заметную роль играет монолог и
диалог. Манера исполнения исторических песен также отличается от
былинной: чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою,
особую мелодию.
Исторические песни, как правило, создаются в
определённой социальной среде и несут на себе отпечаток этой среды.
Историческая воинская песня сближается с песней солдатской. Особенное
развитие получает историческая песня в среде казачества (географически
сфера распространения этих песен — Дон, Терек, Яик, Нижняя Волга). Самый
крупный цикл — песни о Степане Разине. В песне «Как у нас было на
Волге…» предметом изображения становятся не воинские успехи, а волшебная
сила Стеньки Разина, которого "пушечка не возьмёт”, "ядрышко не убьёт”.
Важным художественным средством при изображении казачьей скорби в
песне о смерти Стеньки Разина является параллелизм. Идея свободы
отражается в характерных образах: тихий Дон — казачий круг, ясный сокол —
есаул.
Безусловно, своё отражение в народных исторических песнях находит и восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
В
песне «Ты звезда ли, моя звёздочка», описывающей пребывание Пугачёва в
темнице, тем не менее создаётся образ воли, свободы. Песня начинается с
обращения к звезде и заканчивается мыслью о "походах удалых” и "житье
свободном”, пусть даже купленном ценой жизни. И потому обречённый на
смерть узник выглядит "добрым молодцем”, который "похаживает” по
темнице, побрякивая кандалами подобно тому, как побрякивал бы оружием
былинный богатырь.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих.
Лирические
народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой.
Их характерными чертами являются искренность, простодушие, «сердечная
тоска».
ТЕМЫ
В песнях нашли отражение
ГОРЕ И РАДОСТИ «сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и
семейных отношений». Многие из них посвящены нелегкой женской доле —
разлуке с любимым или насильной выдаче замуж за немилого и постылого.
Распространенной
является также тема ТОСКИ ПО РОДНОЙ стороне. Главным персонажем здесь
обычно выступает «добрый молодец», отданный в солдаты.
К лирическим
песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных
восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий
и бедственного положения, а также произвола бояр.
Традиционные
протяжные лирические песни — это крестьянские песни. У крестьян «в
понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе: жить без работы
нельзя, да и скучно было бы». Поэтому в народных песнях часто
поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда.
Очень часто
труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например,
тема труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в
другую. По народным понятиям, семья должна строится на основе взаимного
уважения, дружбы, любви, бережного отношения друг к другу. Именно
поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В
любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном,
красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье.
В основе
ЯЗЫКА лирических песен лежит живая разговорная речь народа, часто
употребляются эмоционально-выразительные эпитеты: «родной батюшка»,
«родная матушка», «дорогие подруженьки», «соколик ясный». С помощью
таких эпитетов выражаются самые разные глубокие чувства и настроения.
ФОЛЬКЛОР В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
Ярким
своеобразием творчества многих писателей девятнадцатого века являлось
их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции.
Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. Но этот ряд
был бы неполным, если бы мы не поставили в него ещё одно имя –
Салтыков-Щедрин. Среди огромного наследия этого писателя большой
популярностью пользуются его сказки. Именно в них наиболее чётко
прослеживаются традиции русского фольклора. Форму народной сказки до
Салтыкова-Щедрина использовали разные писатели. В стихах или прозе они
воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, народного
юмора. Вспомним, например, сказки Пушкина: «О попе и о работнике его
Балде», «О золотом петушке».
Подчёркивая связь сказки с реальной
действительностью Салтыков – Щедрин соединял элементы фольклорной речи с
современными понятиями. Автор употреблял не только обычный зачин (
«Жили – были…»), традиционные обороты ( «ни в сказке сказать, ни пером
описать, «стал жить да поживать»), народные выражения («думу думает»,
«ума палата»), просторечия («распостылая», «погублять»), но и вводил
публицистическую лексику, канцелярский жаргон, иностранные слова,
обращался к эзоповой речи. Он обогащал фольклорные сюжеты новым
содержанием. В своих сказках писатель создавал образы животного царства:
жадного Волка, хитрой Лисы, трусливого Зайца, глупого и злого Медведя.
Эти образы читатель хорошо знал и по басням Крылова. Но Салтыков –
Щедрин вводил в мир народного творчества злободневные политические темы и
с помощью привычных персонажей раскрывал сложные проблемы
современности.
Обратимся к сказке «Дикий помещик». Мы видим, на
первый взгляд, забавную историю глупого помещика, который ненавидел
крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно
одичал. Тут проявилось удивительное умение автора сказать обществу
такие вещи, которые в ту пору не всякий бы решился прошептать себе на
ухо. Писатель смог зашифровать , спрятать истинный смысл
произведения, в котором выступил против существующего общественного
строя, основанного на жестокой эксплуатации народа. С самого начала
«Дикого помещика» мы попадаем в мир сказки: «В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был…» Мы слышим сказочную лексику: «глядючи»,
«молвит», «кишмя-кишат». И очень часто встречаем фольклорные выражения:
«сказано – сделано», «по щучьему велению», «начал жить да поживать»,
«много ли, мало ли времени прошло». Сохраняя дух и стиль народной
сказки, Салтыков – Щедрин рассказывает о реальных событиях современной
ему жизни.
Народно-поэтическое творчество вливалось в русскую
литературу, русские писатели опирались на него, оно одухотворяло ее,
вносило русское национальное начало, обогащая их художественное
творчество сюжетами и образами, героями из народа и народно-поэтическими
стилистическими приемами. Литературно- фольклорные связи основывались
на глубоком интересе литературы к духовному миру народа, к проблеме
народности, освоению фольклорных традиций. Литература опиралась на
народное творчество, постигала его нравственные и эстетические идеалы.
Фольклор является питательной средой литературы, его живительными
истоками. Богатством народной поэзии стремилась обогатиться вся русская
литература. Жанры и фольклорные сюжеты, выразительно-изобразительные
средства вливаются в русскую литературу и придают ей национальное
своеобразие. Нет ни одного писателя, который прошел бы мимо устной
народной поэзии, не отразил бы в своем творчестве фольклорных традиций и
не обратился бы к фольклору.