Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Русский Язык » Русский язык

Фонетика

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К Содержанию

ФОНЕТИКА (от греч. — «звук», «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

ИСТОРИЯ ФОНЕТИКИ
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzuge der Lautphysiologie(нем.)» (1872).
Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

РАЗДЕЛЫ
Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную:
1. ОБЩАЯ фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
4. ОПИСАТЕЛЬНАЯ фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
СЕГМЕНТНЫЕ единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы): 1. Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами. 2. Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. 3. Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением. 4. Слог — наименьшая единица речевой цепочки. 5. Звук — минимальная фонетическая единица.
СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность): 1. Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука. 2. Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала. 3. Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени. 4. Длительность — время звучания сегмента речи.

ЗВУКИ РЕЧИ
Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется ЗВУКОМ РЕЧИ. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.
СОГЛАСНЫЕ звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса, 2) по месту образования шума, 3) по способу образования шума, 4) по отсутствию или наличию мягкости.
УЧАСТИЕ ШУМА И ГОЛОСА. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ '], [з], [з'], [j], [?], [?'], [ ], [ ], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [ '], [х], [х'], [ц], [ч'], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.
МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ШУМА. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ШУМА. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
ТВЕРДОСТЬ И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза - роса и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч'] - внепарные глухие.
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л'] (ср.: лот - лёд [лот - л'от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л'], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л'ес], [в'ес], [б'ес] и т.д.).
ГЛАСНЫЕ звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По СТЕПЕНИ вертикального ПОДЪЕМА языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных ТРЕХ РЯДОВ: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на ЛАБИАЛИЗОВАННЫЕ (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
УДАРЕНИЕ — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: 1. слога в составе фонетического слова — словесное ударение, 2. слова в составе синтагмы — синтагменное ударение, 3. синтагмы в составе фразы — фразовое ударение, 4. какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение.
Акустические средства: 1. высота звука — тоническое ударение; 2. сила звука — силовое ударение; 3. длительность звучания — количественное ударение; 4. отсутствие редукции — качественное ударение.

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.
Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (пра?вило, а?збука, буржуази?я); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога? — но?гу, при?нял — приняла?); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси?й русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).
Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля?твопреступле?ние, о?колозе?мный, ви?це-президе?нт.
Также, во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (напр., трёхъя?русный).

ИНТОНАЦИЯ (лат. intono «громко произношу») — совокупность тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики.
В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.
Различаются два типа интонационных средств (интонем): 1. ФРАЗОВЫЕ акценты — размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак — перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента — на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник? и Ваня приехал во вторник?); 2. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ (неакцентные) характеристики — охватывают группы слов или предложения целиком.
Одни и те же интонационные средства могут использоваться и в составе фразовых акцентов, и в качестве интегральных характеристик интонационной группы (словосочетания, предложения). В предложении интонационные признаки обоих типов образуют разнообразные сочетания. На письме интонация отчасти выражается знаками препинания, членением текста на абзацы, варьированием шрифтов, однако спектр значений, доступных интонации, значительно шире, чем у пунктуации.

ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ
1. СЕМАНТИЧЕСКАЯ: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему
2. ЭКСПРЕССИВНАЯ: выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи
3. СИНТАКСИЧЕСКАЯ: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом
4. ЭВФОНИЧЕСКАЯ: способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений

ИСТОРИЯ
До середины XX века в отечественном языкознании исследовалась в основном роль интонации в различении типов высказывания. В 1940-х—1950-х гг. возрос интерес к соотношению интонации и синтаксиса.
В 1960-х гг. Е. А. Брызгунова предложила описание интонации в русском языке с использованием понятия интонационной конструкции. За основу классификации конструкций принят характер тона на ударном и прилегающих к нему слогах, называемых вместе центром конструкции.
Интонационные конструкции:
-ИК1: наиболее типичное употребление - при выражении завершенности высказывания в повествовательном предложении. На гласном центра тон спокойно понижается, постцентровая часть произносится на уровень ниже среднего тона.
Ия - студЕнтка. СергЕй тоже учится.
-ИК2: наиболее типичное употребление - в вопросительных предложениях с вопросительным словом. Контур ИК2 близок контуру ИК1, различия в более высоком уровне тона на гласном центра ИК2 и усилении словесного ударения.
ЧтО ты делаешь?
Что ты дЕлаешь?
-ИК3: наиболее типичное употребление - в вопросительных предложениях без вопросительного слова. На гласном центра ИК3 тон резко повышается, в постцентровой части происходит понижение тона ниже среднего.
Да? Вам приготОвить завтрак?
-ИК4: наиболее типичное употребление - в вопросительных предложениях с сопоставительным союзом "а". На гласном центра ИК4 тон понижается ниже среднего, в постцентровой части тон повышается.
А вЫ? А Он когда придет?
-ИК5: наиболее типичное употребление - со значением высокой степени признака действия. ИК5 имеет 2 центра, на гласном первого цетра тон повышается, на гласном второго - понижается. Постцентровая часть произносится на уровне ниже среднего тона. Центры ИК5 характеризуются усилением словесного ударения и увеличением длительности гласного и согласного.
КАк он говорИл!
-ИК6: наиболее типичное употребление - в предложениях со значением высокой степени признака состояния. ИК6, в отличае от ИК5, подчеркивает бытовой характер ситуации. На гласном центра ИК6 тон повышается выше среднего и держится до конца конструкции.
День! ДЕнь сегодня!.. КАкой сегодня день!...
-ИК7: наиболее типичное употребление - в предложениях со значением экспрессивного отрицания признака действия состояния. ИК7 по контуру близка к ИК3, различие смычки голосовых связок, который заканчивается гласным центра ИК7.
КакОй он врач?!

СЛОГ — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые. В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (–та-) и неприкрытые (–ата-)Байкулова, Кузнецова, 2002: С.14
В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).
Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.
СЛОГОРАЗДЕЛ — это граница между слогами. Обычно мы:! не слышим деление речевого потока на слоги, так как паузы между слогами не делаем. Тем не менее в устной речи звуки все же группируются в слоги, по определенным правилам.
Слогораздел не следует смешивать с переносом слова. на слоги — это характеристика звучащей речи, а перенос — условные правила, принятые на письме. Ср., например: идея — 3 слога, а перенести это слово нельзя, т.к. нельзя одну букву оставить в строке или перенести в следующую; слово пёстрый можно перенести тремя способами (пё-стрый, пёс-трый, пёстрый), а на слоги оно делится только одним: [п'o-стрыи].

ТЕОРИИ
Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.
С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (по Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (по Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в процессе речи: "Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения" (по Л.В. Щерба). Это так называемая ЭКСПИРАТОРНАЯ теория слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.
Существует и другая теория слога - СОНОРНАЯ, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. "Слог - это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью" (по Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слогообразующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.
Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, ДИНАМИЧЕСКАЯ, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (по Л.Л. Касаткин).
В русском языке (как и во многих других языках) слогообразующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные.

Категория: Русский язык | Добавил: Ni-Cd (05 Декабря 2011)
Просмотров: 4008 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Русский язык [40]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2018 © Ni-Cd. All Rights Reserved