Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Русский Язык » Русский язык

Культура речи

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К Содержанию

Под КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:
• содержательность,
• логичность,
• доказательность,
• ясность и понятность,
• убедительность,
• чистота речи.

Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.
Культура речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации.
Культура речи как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: как пользуется человек речью в целях общения? какая у него речь: правильная или неправильная? как совершенствовать речь?
АСПЕКТЫ КР: нормативный, коммуникативный, этический.
НОРМАТИВНЫЙ: Речевая культура предполагает соблюдение норм русского литературного языка.
В языкознании НОРМОЙ называют правила употребления слов, грамматических форм, правила произношения и правописания, действующие в данный период развития литературного языка. Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности писателей, черпающих сокровища речи из языка народа.
Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические – словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и указания на их сочетаемость с другими словами, остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.
Обязательная – норма допускающая только один вариант – как правильный (квартал). Вариативная – норма допуск два вар, т.е. выбор варианта (творог-творог), один из вар всегда предпочтительнее. Нормой считается факт кодификации (закрепленная норма в словаре) правила. ТИПЫ НОРМ:
акцентологическая – правила ударения,
орфоэпическая – правила произношения,
лексическая – правила словоупотребления,
словообразование, грамматические – правила образования грамматика,
орфографические, пунктуационные – правила постановки знаков препинания. Акцентологическая норма – русское ударение разноместное (учит-учеба-ученик) ударение бывает подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – меняющееся (директору-директорами). Неподвижное – это ударение сохраняемое в разных формах слова (блюдо-блюдами-о блюдах, торт-тортами-торты, средства-средствами-о средствах). Трудные случаи в постановке ударения надо смотреть в словарях.
В понятие ХОРОШЕЙ речи включаются такие признаки, как богатство, чистота, точность, выразительность, ясность и понятность, логичность, простота, благозвучность и правильность.
БОГАТСТВО и разнообразие словаря говорящего – это разнообразие используемых в речи языковых средств.
ЧИСТОТА речи предполагает отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов, не несущих никакой смысловой нагрузки, не обладающих информативностью.
ТОЧНОСТЬ Речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, сферу употребления, грамматическую оформленность. Особо следует обратить внимание на явление омонимии.
ЖИВОСТЬ речи – отсутствие в ней шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.
ЯСНОСТЬ речи – ее доступность пониманию слушающего.
ЛОГИЧНОСТЬ Речи – ее соответствие законам логики.
Простота Речи – ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивости слога».
Сжатость Речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.
Благозвучие речи – соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
ПРАВИЛЬНОСТЬ Речи – ее соответствие принятым литературным нормам.
КОММУНИКАТИВНЫЙ аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи. (Правильность, Разнообразие (богатство), Чистота, Точность, Логичность, Выразительность, Уместность, Доступность (понятность), Действенность).

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата.
Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи.
Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности - находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.
Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социальный статус субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою
систему правил речевого поведения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. Акт обращения, визитная карточка, представление, приветствие, зачин, обусловленный ситуацией, целью общения, деликатность, вежливость, комплимент, обращение, прощание.
Особенности этики зависят от ситуации общения (бытовая или деловая), от статуса собеседника, его возраста, пола, национальности. Самый главный принцип переговоров звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Соблюдение правил этикета позволяет повысить эффективность решения поставленных коммуникативных задач.

ОБРАЩЕНИЕ: Цель – определить статус, установить контакт. Формулы – обращение на Вы выражает большую степень уважения.
ПРИВЕТСТВИЕ: Цель – выразить желание вступить в контакт. Роль – приветствие в формах Здравствуй (те) указывает на желание вести разговор на Ты или Вы. Формулы: - соотносятся со статусом собеседника.
ЗНАКОМСТВО: Цель – войти в контакт с незнакомым. Роль – в случае представления третье лицо выступает в роли посредника. Формулы – - Познакомьтесь, пожалуйста, это… - Разрешите представить вам… - Разрешите представиться, я… - Давно хотел познакомить вас с…
ПРИКАЗ, предложение, просьба: Цель – направить действие в нужное русло. Роль – зависит от компетенции. Если ожидаемое действие входит в круг обязанностей сотрудника, то уместен приказ, если нет, то лучше просьба. Формулы – - Будьте любезны… - Если вас не затруднит… - Хочу попросить вас о личном одолжении… - Убедительно советую вам…
БЛАГОДАРНОСТЬ, похвала, комплимент. Цель – расположить собеседника, проявить вежливость. Роль – человек, умеющий найти нужные слова, располагает к себе.
Формулы – - Разрешите поблагодарить вас… - Спасибо! Благодарю»! - Вы, как всегда, правы! - Спасибо, вы очень любезны! - Спасибо за комплимент.
ИЗВЕНЕНИЕ: Цель – просьба о прощении. Роль – социальные роли равны; в разговоре с начальством извинение должно быть искренним. Формулы – - Извините, пожалуйста! - Вы правы, приношу свои извинения. - Позвольте извиниться. - Прошу прощения, я правильно вас понял?
ПРОЩАНИЕ: Цель – завершить контакт. Роль – обычно первым прощается инициатор встречи. Формулы – - До свидания! - Всего доброго, до встречи! - Спасибо, что помогли мне. Всего хорошего! - Простите, не могу вас дольше задерживать.
МЕТОДИКА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ – обязательный компонент обучения родному языку. Язык и речь. Речь как процесс речевой деятельности. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Текст как продукт речевой деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции, владения видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний – одна из основных задач современной школы.
Методика формирования базовых речеведческих понятий. Речь как использование средств языка для целей общения. Условия общения. Разновидности речи: устная и письменная формы речи, диалогическая и монологическая речь.

Основные НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ по развитию речи УЧАЩИХСЯ на уроках русского языка, составляющие единое целое: 1) овладение нормами русского литературного языка; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в процессе изучения языкового материала (формирования языковой компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.
Культура речи как две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая (коммуникативно целесообразная). Нормализаторский, текстовый и собственно коммуникативный аспекты речевой культуры. Формирование основ культуры речевого поведения, обучение речевому этикету.
Методика работы над словом и обогащением словарного запаса учащихся.
Стилистический аспект, стилистическая направленность обучения русскому языку в школе. Значение, задачи, место и содержание работы по стилистике. Методика формирования основных стилистических понятий и изучения функциональных стилей: научного, делового, публицистического, художественного и разговорного.
Понятие о сфере употребления, задача, целях и условиях общения; стилевых чертах, языковых средствах. Виды стилистических упражнений, их типология, последовательность проведения.
Связная речь как методическое понятие. Значение, задачи, содержание и этапы работы по развитию связной речи учащихся.

Категория: Русский язык | Добавил: Ni-Cd (05 Декабря 2011)
Просмотров: 3405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Русский язык [40]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved