Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Русский Язык » Русский язык

Лексикология

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К Содержанию

ЛЕКСИКОЛОГИЯ – это наука, изучающая лексику. Различают лексику описательную (синхроническую), которая изучает историческое развитие словарного состава и историческую (диахроническую) – историческое развитие словарного состава.
ЗАДАЧИ лексикологии: Изучение значений слов; Изучение коннотаций слов; Изучение стилевой характеристики слов; Изучение исторических изменений словарного состава и т.д.
Лексическая СИСТЕМА представляет собой систему взаимосвязанных единиц. Ни одно слово не существует относительно изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основе тех или иных признаков.
ОБЩАЯ лексикология изучает лексику различных языков и выявляет общ закономерности системной организации и функционирования. ЧАСТНАЯ лексикология – один язык, его закономерности и особенности. ОПИСАТЕЛЬНАЯ лексикология (синхроническая) – изучает определенную систему одновременно существующих лексических единиц современного языка. ИСТОРИЧ. (диахроническая) изучает словарный состав в процессе формирования и исторического развития. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ – сравнивает с другими языками. ПРАКТИЧЕСКАЯ – описание, необходимое для практического овладения языком. ТЕОРЕТИЧ. – научное освещение. Все связано.

Лексика непосредственно обращена к действительности, поэтому она очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов. Возникновение новых реалий (предметов и явлений), исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений. Лексические единицы не исчезают внезапно. Они могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Новые слова (неологизмы), сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство новизны. Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования. Изменения в лексическом составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать. Непрерывное изменение – поэтому лексика открытая, а не закрытая система как фонетическая или грамматическая. Она не такая жесткая. Исчезли советизмы (слова, сокращения, фразы, лозунги, сформировавшиеся в советскую эпоху) – колхоз, пионер. Актуализировались многие устаревшие слова – губернатор, гимназия, лицей. Неологический бум — появление огромного количества новых слов. Лексическое значение индивидуально. Лексическое значение слова бесконечно. Развитие языка непредсказуемо.
Разные соц и проф объединения людей наряду с общеупотребительной, используют в общении лексику ограниченного употребления. В речи человека, владеющего лит языком, могут проявляться черты одного из рус диалектов (сами диалекты, или говоры, изучает наука диалектология). Такие вкрапления квалифицируются как диалектизмы. В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать "высокому" или "низкому" стилю, могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).
При всем разнообразии и многочисленности состава, проницаемости, подвижности, внутренней неоднородности лексического уровня языка он представляет собой хорошо организованную систему. В понятие "системность лексики" включаются два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, лексика входит в общую систему языка, соотносится с фонетикой, морфемикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом. Во-вторых, системность присуща лексике и с точки зрения ее внутренней организации. Слова объединяются в различные группы в зависимости от своего значения. Так, могут быть выделены объединения слов, основанные на смысловых сходствах и различиях — антонимические пары, синонимические ряды. Сложную микросистему представляет собой многозначное слово. На основании общего смыслового компонента слова объединяются в группы: например, слова озеро, река, ручей, канал, пруд и т. д. образуют группу слов с общим значением ‘водоем’.
Таким образом, значения слов образуют СИСТЕМУ в пределах одного слова (многозначность), в пределах словарного состава в целом (синонимия, антонимия), в пределах всей системы языка (связи лексики с другими уровнями языка). Спецификой же лексического уровня языка являются обращенность лексики к действительности (социальность), проницаемость образуемой словами системы, ее подвижность, связанная с этим невозможность точного исчисления лексических единиц.

Выделяются два типа отношений в лексической системе языка: 1) парадигматические отношения в группах слов, объединённых общностью признаков (стеклянный шар); 2) синтагматические отношения – это системные связи, проявляющиеся в закономерных сочетаниях слов друг с другом (синтагма – это совокупность двух или более слов, объединённых на основе правил сочетаемости).
СЛОВО – это цельно оформленная единица языка, представляющая как основная единица лексической системы, совокупность его грамматических форм во всех имеющихся значениях.
ПРИЗНАКИ СЛОВА:
• Номинативность (слово способно называть предметы, качества, действия и т.д.);
• Слово состоит из ряда фонем и имеет фонетическую оформленность;
• Слово обладает формой и содержанием (форма – это звуковое выражение слова, и принято называть её лексемой); план содержания – это значение слова, которое принято называть семемой;
• Звучание и значение постоянны, т.к. форма и содержание закреплены в языке; слова непроницаемы: внутрь слова нельзя вставить другое слово (исключение: отрицательные местоимения);
• Слова могут быть ударными, одноударными, многоударными и безударными;
• Все слова принадлежат к различным частям речи и имеют определенные грамматические формы;
• Слово обладает признаком изолируемости, т.е. слова вне сочетания с другими словами сохраняют свои значения;
• Слово воспроизводимо.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – это отражение в слове явлений реальной действительности (В.В. Виноградов). ЛЗС – это закреплённое в сознании говорящих, соотнесенного звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности, большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и выступают как полнозначные самостоятельные слова, выполняя в языке номинативную функцию. Значение слова отражает только различные признаки, т.е. те, с помощью которых можно отличать предметы друг от друга.
СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ:
1. Симеологический аспект. Значение как отражение в ней языковой действительности как знак.
2. Структурно-семантический. Значение как смысловая организация слова.
3. Функционально-стилевой аспект. Значение как отражение к социолингвистическому отношению к слову.
ДЕНОТАТ – предметное значение слова, обозначает объём (класс) серийных (или уникальных) явлений действительности и служит наименованием предметной соотнесенности слова. Денотат характеризует класс однородных предметов в широком смысле этого слова (стол – вид мебели), охватывает объём понятия.
КОННОТАТ – это добавочное значение к основному лексическому. (Брат – сын родителей, в отношении к другим детям этих родителей; Братик – с нежностью, лаской; Братан - …). Коннотация вбирает в себя 4 аспекта: эмоциональный; экспрессивный; стилистический; оценочный.
В слове могут реализоваться все 4 аспекта, а может и один.
Сопоставления различных слов и их значений позволяет выделить несколько типов значений в русском языке:
1. По способу номинации выделяют прямые и переносные значения слов. ПРЯМОЕ – это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности: не зависит от контекста и от характера свойств с другим словом. ПЕРЕНОСНОЕ – это такое значение, которое возникает в результате переноса названия с одного предмета на другое. Прямые и переносные значения определяются в пределах одного слова. Разные значения одного и того же слова называются лексико-семантическим вариантами (ЛСВ).
2. По степени семантической мотивированности выделяют мотивированные и немотивированные значения. НЕМОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые не определяются значением морфем в составе слова. МОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые выводятся из значения производной основы и словообразовательных аффиксов. Степень мотивированности одного и того же слова может быть не одинарна.
3. По возможности лексической сочетаемости делятся на свободные и несвободные. СВОБОДНЫЕ – имеют в своей основе лишь предметно-логические связи слов, но не может сочетаться с такими словами как камень. Лексическая сочетаемость называется в научной литературе валентностью. Бывают одновалентные слова (ограниченные сочетания). Слова с одновалентной сочетаемостью называются коллокациями. Коллокации тяготеют к устойчивости, но в разряд устойчивых сочетаний, т.е. фразеологизмов ещё не входят. НЕСВОБОДНЫЕ слова характеризуются ограниченными возможностями, лексической сочетаемости, которые в этом случае определяются и предметнологическим.
Семой принято называть минимальную единицу смысла.
Лексическое значение – это совокупность сем.
ЛЕКСЕМА – это план выражения.
СЕМЕМА – это план содержания.
Объединение лексемы и семемы представляют слово в целом.
Семема разбивается на составляющие её СЕМЫ:
• КЛАССЕМА – выражает отнесённость слова к какому-либо классу, категории.
• ЛЕКСОГРАММЕМА – это сема выражает грамматические значения слова.
• ГИПЕРСЕМА – отнесенность слова к какому-либо роду.
• ГИПОСЕМА – выражает отнесенность слова к определенному виду (главным в определении гипосемы будет наличие дифференцирующих признаков, отличающий один вид от другого).
• КОННОТАТИВНАЯ сема – выражает наличие у слова добавочных значений.
• ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ сема – выражает наличие у слова определённых возможностей: эксплицитных (явных) и имплицитных (скрытых).
• ВЕРОЯТНОСТНАЯ сема – показывает наличие у слова ассоциативных связей, возможностей потенциальных и окказиональных.

ПРИМЕР: Лилия – существительное; женский род, единственное число, 1-е склонение, именительный падеж; цветок; белый цвет, с выраженным запахом, садовый цветок; королевский знак; имя женское; чаша.
ТИПОЛОГИЯ ЛЗ: (1) По способу номинации выделяют прямые и переносные значения слов. ПРЯМОЕ – это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности: не зависит от контекста и от характера свойств с другим словом. ПЕРЕНОСНОЕ – это такое значение, которое возникает в результате переноса названия с одного предмета на другое. Прямые и переносные значения определяются в пределах одного слова. Разные значения одного и того же слова называются лексико-семантическим вариантами (ЛСВ). (2) По степени семантической мотивированности выделяют мотивированные и немотивированные значения. НЕМОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые не определяются значением морфем в составе слова. МОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые выводятся из значения производной основы и словообразовательных аффиксов. Степень мотивированности одного и того же слова может быть не одинарна. (3) По возможности лексической сочетаемости делятся на свободные и несвободные. СВОБОДНЫЕ – имеют в своей основе лишь предметно-логические связи слов, но не может сочетаться с такими словами как камень. Лексическая сочетаемость называется в научной литературе валентностью. Бывают одновалентные слова (ограниченные сочетания). НЕСВОБОДНЫЕ слова характеризуются ограниченными возможностями, лексической сочетаемости, которые в этом случае определяются и предметнологическим. (4) По окраске: номинативные – нейтральные, экспрессивно-синонемические – на фоне нейтральных слова отличаются оттенками, образуют синонемический ряд (рука – десница - грабля).

СИСТЕМНОСТЬ с 3х т.з.: 1) на уровне слова выяснять его смысловую структуру, связь разных значений одного слова и разных слов, совпадающих в написании, произношении и т. д. (полисемия и омонимия); 2) на уровне словарного состава выявлять отношения различных смысловых групп (или рядов) слов, так или иначе между собою связанных (синонимия, антонимия; экспрессивно-стилистические группы и т. д.); 3) на уровне всей системы языка устанавливать зависимость лексического значения слова от грамматического оформления, фонетических изменений и других причин языкового и внеязыкового характера. Системность лексики как набора словарных единиц в виде их алфавитно-инвентаризационного перечня отражена в толковых лингвистических словарях современного русского языка.

ЛЕКСИКА В ШКОЛЬНЫХ ПРОГР ПО РУС ЯЗЫКУ И ЗАДАЧИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, знакомит с одной из единиц языка — словом (наряду со звуком и предложением), показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфолог, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилист, формирует лексико-семантический подход к слову (в противоположность грамм, формируемому на уроках грамматики), знакомит со сферами употребления слов, с основным источником пополнения словарного запаса народа, тем самым формируя материалистический взгляд на язык как на развивающееся явление.
Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики ост единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему управлений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых худ произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем.

Категория: Русский язык | Добавил: Ni-Cd (05 Декабря 2011)
Просмотров: 4042 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Русский язык [40]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2018 © Ni-Cd. All Rights Reserved