ЛЕКСИКОЛОГИЯ – это наука, изучающая
лексику. Различают лексику описательную (синхроническую), которая
изучает историческое развитие словарного состава и историческую
(диахроническую) – историческое развитие словарного состава.
ЗАДАЧИ
лексикологии: Изучение значений слов; Изучение коннотаций слов;
Изучение стилевой характеристики слов; Изучение исторических изменений
словарного состава и т.д.
Лексическая СИСТЕМА представляет собой
систему взаимосвязанных единиц. Ни одно слово не существует относительно
изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в
различные группы на основе тех или иных признаков.
ОБЩАЯ лексикология
изучает лексику различных языков и выявляет общ закономерности
системной организации и функционирования. ЧАСТНАЯ лексикология – один
язык, его закономерности и особенности. ОПИСАТЕЛЬНАЯ лексикология
(синхроническая) – изучает определенную систему одновременно
существующих лексических единиц современного языка. ИСТОРИЧ.
(диахроническая) изучает словарный состав в процессе формирования и
исторического развития. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ – сравнивает с другими языками.
ПРАКТИЧЕСКАЯ – описание, необходимое для практического овладения
языком. ТЕОРЕТИЧ. – научное освещение. Все связано.
Лексика непосредственно обращена к
действительности, поэтому она очень подвижна, сильно изменяет свой
состав под воздействием внешних факторов. Возникновение новых реалий
(предметов и явлений), исчезновение старых ведет к появлению или уходу
соответствующих слов, изменению их значений. Лексические единицы не
исчезают внезапно. Они могут долго сохраняться в языке как устаревающие
или устаревшие слова (историзмы, архаизмы). Новые слова (неологизмы),
сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство
новизны. Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой
других языков — так появляются заимствования. Изменения в лексическом
составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка
принципиально невозможно подсчитать. Непрерывное изменение – поэтому
лексика открытая, а не закрытая система как фонетическая или
грамматическая. Она не такая жесткая. Исчезли советизмы (слова,
сокращения, фразы, лозунги, сформировавшиеся в советскую эпоху) –
колхоз, пионер. Актуализировались многие устаревшие слова – губернатор,
гимназия, лицей. Неологический бум — появление огромного количества
новых слов. Лексическое значение индивидуально. Лексическое значение
слова бесконечно. Развитие языка непредсказуемо.
Разные соц и проф
объединения людей наряду с общеупотребительной, используют в общении
лексику ограниченного употребления. В речи человека, владеющего лит
языком, могут проявляться черты одного из рус диалектов (сами диалекты,
или говоры, изучает наука диалектология). Такие вкрапления
квалифицируются как диалектизмы. В каждом языке выделяются группы слов с
разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные
слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу
словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они
могут принадлежать "высокому" или "низкому" стилю, могут быть ограничены
определенными типами речи, условиями речевого общения (научная,
официально-деловая, книжная лексика и т. д.).
При всем разнообразии и
многочисленности состава, проницаемости, подвижности, внутренней
неоднородности лексического уровня языка он представляет собой хорошо
организованную систему. В понятие "системность лексики" включаются два
взаимосвязанных аспекта. Во-первых, лексика входит в общую систему
языка, соотносится с фонетикой, морфемикой, словообразованием,
морфологией, синтаксисом. Во-вторых, системность присуща лексике и с
точки зрения ее внутренней организации. Слова объединяются в различные
группы в зависимости от своего значения. Так, могут быть выделены
объединения слов, основанные на смысловых сходствах и различиях —
антонимические пары, синонимические ряды. Сложную микросистему
представляет собой многозначное слово. На основании общего смыслового
компонента слова объединяются в группы: например, слова озеро, река,
ручей, канал, пруд и т. д. образуют группу слов с общим значением
‘водоем’.
Таким образом, значения слов образуют СИСТЕМУ в пределах
одного слова (многозначность), в пределах словарного состава в целом
(синонимия, антонимия), в пределах всей системы языка (связи лексики с
другими уровнями языка). Спецификой же лексического уровня языка
являются обращенность лексики к действительности (социальность),
проницаемость образуемой словами системы, ее подвижность, связанная с
этим невозможность точного исчисления лексических единиц.
Выделяются
два типа отношений в лексической системе языка: 1) парадигматические
отношения в группах слов, объединённых общностью признаков (стеклянный
шар); 2) синтагматические отношения – это системные связи, проявляющиеся
в закономерных сочетаниях слов друг с другом (синтагма – это
совокупность двух или более слов, объединённых на основе правил
сочетаемости).
СЛОВО – это цельно оформленная единица языка,
представляющая как основная единица лексической системы, совокупность
его грамматических форм во всех имеющихся значениях.
ПРИЗНАКИ СЛОВА:
• Номинативность (слово способно называть предметы, качества, действия и т.д.);
• Слово состоит из ряда фонем и имеет фонетическую оформленность;
•
Слово обладает формой и содержанием (форма – это звуковое выражение
слова, и принято называть её лексемой); план содержания – это значение
слова, которое принято называть семемой;
• Звучание и значение
постоянны, т.к. форма и содержание закреплены в языке; слова
непроницаемы: внутрь слова нельзя вставить другое слово (исключение:
отрицательные местоимения);
• Слова могут быть ударными, одноударными, многоударными и безударными;
• Все слова принадлежат к различным частям речи и имеют определенные грамматические формы;
• Слово обладает признаком изолируемости, т.е. слова вне сочетания с другими словами сохраняют свои значения;
• Слово воспроизводимо.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ – это отражение в
слове явлений реальной действительности (В.В. Виноградов). ЛЗС – это
закреплённое в сознании говорящих, соотнесенного звукового комплекса
языковой единицы с тем или иным явлением действительности, большинство
слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и
выступают как полнозначные самостоятельные слова, выполняя в языке
номинативную функцию. Значение слова отражает только различные признаки,
т.е. те, с помощью которых можно отличать предметы друг от друга.
СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ:
1. Симеологический аспект. Значение как отражение в ней языковой действительности как знак.
2. Структурно-семантический. Значение как смысловая организация слова.
3. Функционально-стилевой аспект. Значение как отражение к социолингвистическому отношению к слову.
ДЕНОТАТ
– предметное значение слова, обозначает объём (класс) серийных (или
уникальных) явлений действительности и служит наименованием предметной
соотнесенности слова. Денотат характеризует класс однородных предметов в
широком смысле этого слова (стол – вид мебели), охватывает объём
понятия.
КОННОТАТ – это добавочное значение к основному лексическому.
(Брат – сын родителей, в отношении к другим детям этих родителей;
Братик – с нежностью, лаской; Братан - …). Коннотация вбирает в себя 4
аспекта: эмоциональный; экспрессивный; стилистический; оценочный.
В слове могут реализоваться все 4 аспекта, а может и один.
Сопоставления различных слов и их значений позволяет выделить несколько типов значений в русском языке:
1.
По способу номинации выделяют прямые и переносные значения слов. ПРЯМОЕ
– это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями
объективной действительности: не зависит от контекста и от характера
свойств с другим словом. ПЕРЕНОСНОЕ – это такое значение, которое
возникает в результате переноса названия с одного предмета на другое.
Прямые и переносные значения определяются в пределах одного слова.
Разные значения одного и того же слова называются лексико-семантическим
вариантами (ЛСВ).
2. По степени семантической мотивированности
выделяют мотивированные и немотивированные значения. НЕМОТИВИРОВАННЫЕ –
это такие значения, которые не определяются значением морфем в составе
слова. МОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые выводятся из
значения производной основы и словообразовательных аффиксов. Степень
мотивированности одного и того же слова может быть не одинарна.
3. По
возможности лексической сочетаемости делятся на свободные и
несвободные. СВОБОДНЫЕ – имеют в своей основе лишь предметно-логические
связи слов, но не может сочетаться с такими словами как камень.
Лексическая сочетаемость называется в научной литературе валентностью.
Бывают одновалентные слова (ограниченные сочетания). Слова с
одновалентной сочетаемостью называются коллокациями. Коллокации тяготеют
к устойчивости, но в разряд устойчивых сочетаний, т.е. фразеологизмов
ещё не входят. НЕСВОБОДНЫЕ слова характеризуются ограниченными
возможностями, лексической сочетаемости, которые в этом случае
определяются и предметнологическим.
Семой принято называть минимальную единицу смысла.
Лексическое значение – это совокупность сем.
ЛЕКСЕМА – это план выражения.
СЕМЕМА – это план содержания.
Объединение лексемы и семемы представляют слово в целом.
Семема разбивается на составляющие её СЕМЫ:
• КЛАССЕМА – выражает отнесённость слова к какому-либо классу, категории.
• ЛЕКСОГРАММЕМА – это сема выражает грамматические значения слова.
• ГИПЕРСЕМА – отнесенность слова к какому-либо роду.
•
ГИПОСЕМА – выражает отнесенность слова к определенному виду (главным в
определении гипосемы будет наличие дифференцирующих признаков,
отличающий один вид от другого).
• КОННОТАТИВНАЯ сема – выражает наличие у слова добавочных значений.
• ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ сема – выражает наличие у слова определённых возможностей: эксплицитных (явных) и имплицитных (скрытых).
• ВЕРОЯТНОСТНАЯ сема – показывает наличие у слова ассоциативных связей, возможностей потенциальных и окказиональных.
ПРИМЕР:
Лилия – существительное; женский род, единственное число, 1-е
склонение, именительный падеж; цветок; белый цвет, с выраженным запахом,
садовый цветок; королевский знак; имя женское; чаша.
ТИПОЛОГИЯ ЛЗ:
(1) По способу номинации выделяют прямые и переносные значения слов.
ПРЯМОЕ – это такое значение, которое непосредственно соотносится с
явлениями объективной действительности: не зависит от контекста и от
характера свойств с другим словом. ПЕРЕНОСНОЕ – это такое значение,
которое возникает в результате переноса названия с одного предмета на
другое. Прямые и переносные значения определяются в пределах одного
слова. Разные значения одного и того же слова называются
лексико-семантическим вариантами (ЛСВ). (2) По степени семантической
мотивированности выделяют мотивированные и немотивированные значения.
НЕМОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые не определяются значением
морфем в составе слова. МОТИВИРОВАННЫЕ – это такие значения, которые
выводятся из значения производной основы и словообразовательных
аффиксов. Степень мотивированности одного и того же слова может быть не
одинарна. (3) По возможности лексической сочетаемости делятся на
свободные и несвободные. СВОБОДНЫЕ – имеют в своей основе лишь
предметно-логические связи слов, но не может сочетаться с такими словами
как камень. Лексическая сочетаемость называется в научной литературе
валентностью. Бывают одновалентные слова (ограниченные сочетания).
НЕСВОБОДНЫЕ слова характеризуются ограниченными возможностями,
лексической сочетаемости, которые в этом случае определяются и
предметнологическим. (4) По окраске: номинативные – нейтральные,
экспрессивно-синонемические – на фоне нейтральных слова отличаются
оттенками, образуют синонемический ряд (рука – десница - грабля).
СИСТЕМНОСТЬ
с 3х т.з.: 1) на уровне слова выяснять его смысловую структуру, связь
разных значений одного слова и разных слов, совпадающих в написании,
произношении и т. д. (полисемия и омонимия); 2) на уровне словарного
состава выявлять отношения различных смысловых групп (или рядов) слов,
так или иначе между собою связанных (синонимия, антонимия;
экспрессивно-стилистические группы и т. д.); 3) на уровне всей системы
языка устанавливать зависимость лексического значения слова от
грамматического оформления, фонетических изменений и других причин
языкового и внеязыкового характера. Системность лексики как набора
словарных единиц в виде их алфавитно-инвентаризационного перечня
отражена в толковых лингвистических словарях современного русского
языка.
ЛЕКСИКА В ШКОЛЬНЫХ ПРОГР ПО РУС ЯЗЫКУ И ЗАДАЧИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Работа
по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и
практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в
том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, знакомит с
одной из единиц языка — словом (наряду со звуком и предложением),
показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями
языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием,
между лексикой и морфолог, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и
стилист, формирует лексико-семантический подход к слову (в
противоположность грамм, формируемому на уроках грамматики), знакомит со
сферами употребления слов, с основным источником пополнения словарного
запаса народа, тем самым формируя материалистический взгляд на язык как
на развивающееся явление.
Практическое значение лексики заключается в
том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы,
положительно влияет на осознание учащимися специфики ост единиц языка,
воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой
обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике.
Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению
слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для
выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать
систему управлений над выразительно-изобразительными средствами
изучаемых худ произведений на уроках литературы, формирует умение
пользоваться толковым словарем.