Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К СодержаниюНАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА (термин Булгарина,
1846) – ставка не на гениев, а на обыкновенных, рядовых беллетристов
(Герцен, Гончаров, Достоевский, Некрасов). Образовалась в начале 40-х
годов на основе русского реалистического направления 30-х годов.
Теоретическое обоснование школы – Белинский, статья «Взгляд на русскую
литературу 1847 года». «Натуральность стремления к действительности, к
жизни, как она есть». Литература попадает под влияние естественных наук.
Герцен «Записки молодого человека», Сологуб «Большой свет» - первые
произведения натуральной школы. 1845-1848 – расцвет. Начало 50-х –
распад (смерть Белинского). Эстетическая ПРОГРАММА школы: обращение к
русской действительности, интерес ко всему национальному, литература –
проводник общественных интересов, господство отрицательного направления,
обнажение жизненных противоречий.
КОНФЛИКТЫ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ
(сталкивается 2 персонажа с разными взглядами на мир, имеющими отношение
к современности – например, «Обыкновенная история», «Кто виноват»),
РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ сложившихся аномалий (поступки героев
обусловлены обстоятельствами их прежней жизни – «Кто виноват»),
ПРЕВРАЩЕНИЕ – коренное изменение образа мыслей, мироощущения персонажа,
внешне практически не мотивированное, обычно от романтической
мечтательности к прагматизму («Обыкновенное чудо»). ГЕРОИ – «маленький человек», «обыкновенный человек». Авторы
НШ активно печатаются в «Современнике» и «Отеч. записках», выходят
альманахи «Физиология Петербурга» (ред. Некрасов). В эти гг. дебютируют
Гончаров («Обыкновенная история» 47г.), Достоевский («Бедные люди»),
Салтыков-Щедрин («Противоречия»), Герцен («Кто виноват?»). Все эти
разные авторы объединились в 40 годы вокруг общих художественных
принципов. эстетическая ПРОГРАММА: 1. корневое понятие – натуральное. 2.
Детальное изображение быта и нравов, элементы этнографизма. 3.
«Физиологизм». Жанр физиологического очерка. ЖАНР физиологического очерка – описание фрагмента действительности во всей полноте.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ (Лотман) - автор
целенаправленно концентрируется на избранном участке жизни, что не
отменяет установки на обобщённость. ВИДЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ: 1. описание
какого-либо социального или профессионального признака. 2. описание
какого-либо места (Пет повести, Некрасов) 3. описание одного обычая,
привычки, традиции («чай в Москве»). Школа то расширяет сферу
изображения (маргиналы). ОТВЕРГАЕТСЯ эстетизм. Пафос сочувствия героям
сопутствует всем текстам НШ. СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: сухое, бесстрастное
описание сочетается с чувственностью и сочувствием. Повести, романы НШ:
более конфликтны, с интригой, центр. персонаж связан с окружением. В
окружении них формируются устойчивые ТИПЫ КОНЛФИКТОВ (Ю. Манн): 1.
Диалогический («Обыкновенная история», Гончаров). Столкновение
персонажей с противоположными мнениями. 2.конфликт, при котором ошибки и
несчастья героев строго обусловлены прежними обстоятельствами («Кто
виноват», Герцен). 3. конфликт, при котором демонстрируется коленное
изменение характера под ежедневным давлением обстоятельств. Обычно
мечтатель-практик («О.И.», Гончаров). НШ осуществила решение сложной
задачи: познакомила читателя с массой и углубилась в человека. Этим
объясняется жанровое движение от физиологического очерка к роману, от
описательности к психологизму. Выработаны НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ: 1.
внимание к быту и повседневности. 2. система художественных конфликтов.
Происходила демократизация РЛ. Но НШ явила собой не только развитие, но и
упрощение реалистичных принципов. Преодоление шаблонов происходило в
русле самой НШ. Мотивировка событий предшествующими несчастьями, слом
характера под воздействием обстоятельств («Бедные люди», Макар
Девушкин). БЕЛИНСКИЙ – теоретик НШ: 1. предъявлял требование социальной
актуальности 2. Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности
(дидактического искусства). 3. понятие народности имело прежде
литературное значение без всякого приложения к жизни. Но литература –
эхо жизни. Что человек без личности, то народ без национальности.
|