Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Русский Язык » Русский язык

Реализм

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К Содержанию

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей. Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы определённых творческих методов— например, просветительский Р., критический Р., социалистический Р. Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями.
Наиболее полное раскрытие специфических черт Р. в прошлом усматривается в критическом Р. 19 в.; новый высший этап Р. представляет в 20 в. социалистический реализм. Характерным признаком Р. в этом случае считается способ обобщения жизненного материала, называется типизацией в соответствии с характеристикой, данной Ф. Энгельсом в связи с анализом реалистического романа: «... типичные характеры в типичных обстоятельствах». Р., т. о., исследует социальную действительность и личность человека в его нерасторжимом единстве с общественными отношениями.
Возникший в 30-е гг. 19 в. КРИТИЧЕСКИЙ Р., имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Н. В. Гоголь в России изобразил кризис всего поместно-крепостнического строя.
В середине 19 в. Р. изменяется. В России (Тургенев, Л. Толстой) противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные идеалы. Глубина философской проблематики в творчестве Толстого и Достоевского, широчайший охват социальной действительности, сострадание к судьбам «униженных и оскорбленных», тонкость психологического анализа поставили этих писателей и вместе с ними всю русскую литературу на вершину Р. 19—20 вв.
В середине 20 в. Р. остаётся наиболее продуктивным методом мировой литературы: в литературе капиталистических стран продолжает развиваться критический Р.; в духе социалистического Р. развивается литература социалистических стран, возникших после 2-й мировой войны.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ реализм, художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства С. р. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Как художественный метод С. р. формируется в начале 20 в. в России, прежде всего в творчестве М. Горького, а также в той или иной мере М. М. Коцюбинского, Я. Райниса, А. Акопяна, И. И. Евдошвили и др. Это обусловлено всемирно-историческим значением революционного движения в России, куда вначале 20 в. переместился центр мировой революционной борьбы.

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА
В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в четких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нем сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лег весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр РОМАНА. На исходе XIX века и в первой половине XX-го оформляются детектив и полицейский роман, научная фантастика и дамский («розовый») роман.
Спасение русского романа многие видели в характерных для западного романа фабуле и сюжете. Спасением стал АВАНТЮРНЫЙ РОМАН, через увлечение которым прошли практически все писатели 20-х гг (Вс.Иванов, М.Шагинян, В.Каверин, М.Булгаков, И.Ильф, Е.Петров, В.Катаев, И.Эренбург, К.Федин и многие другие). Этот жанр давал возможность выразить стремительность и некую пунктирность времени. Мифы о строительстве уникального фантастического общества, мировой революции требовали активной приключенческой фабулы, нового героя, воплощающего черты новой идеологии в жизнь.
Ранняя советская проза часто обращается к эстетическому идеалу русского народа – используется поэтизация старой легендарной Руси, культивируется интерес к русскому былинному эпосу. Это новый ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС, воскресший в текстах Островского, Шолохова, Фадеева, Полевого.
Советская литература в духе романтической традиции видела движение от первичного состояния к его будущему. Этот интерес выразился и в особом понимании значимости ребенка как будущего строителя социализма в одном случае, или носителя идеи нации – в другом. Создается, быть может, впервые (исключая фольклор и народные сказки) специально ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Советские дети, выросшие, например, на книгах Н.Носова про Незнайку, не подозревали, что «Незнайка в Солнечном городе» - изображение коммунизма, отчасти пародирующее утопический труд Кампанеллы «Город солнца». Это детская литература, в которой есть ирония, понятная только взрослым.

ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
Термин «лирическая проза» возник в 1950-1960-е годы. С его помощью характеризовали литературное явление, начавшееся произведениями О.Берггольц, Ю.Казакова, В.Солоухина, Ю.Нагибина, К.Паустовского. Я.Эльсберг назвал «Дневные звезды» О.Берггольц «первой ласточкой лирической прозы».
ЛИРИЧЕСКАЯ проза - разновидность лиро-эпического жанра, проза с преобладающим авторским "я", ослабленной фабулой, повышенным эмоциональным строем речи. Композиционные формы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе.
ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (29.01[10.02].1881—28.01. 1972), писатель, очеркист, мемуарист, переводчик. Родился в Орле в дворянской семье. В своем творчестве 3айцев продолжает традиции И. Тургенева и А. Чехова; религиозное восприятие мира, неприязнь писателя к гонке за материальным благополучием и упорядоченным, безопасным существованием, а также симпатия к непоседам и изгнанникам — вот связующие линии его творчества. Специфика литературной позиции Зайцева определялась его промежуточным положением между участниками литературного объединения «Среда», твердо приверженного заветам русской реалистической классики, и явным тяготением к символизму, которым во многом определялась и проблематика его первых произведений, и их построение в форме, называемой автором «бессюжетным рассказом-поэмой». Своим главным произведением русского периода Зайцев не раз называл повесть Голубая звезда (1918), расцененную им как «прощание с прошлым». Повесть воссоздает историю любви героя, мечтателя и искателя высшей духовной правды, к девушке, которая напоминает тургеневских героинь. Фоном этой любви становится интеллектуальная и художественная жизнь московской среды, которая в предчувствии приближающихся грозных исторических событий пытается обрести для себя прочные нравственные опоры и духовные ориентиры, однако уже чувствует, что уходит весь ее устоявшийся быт и впереди полоса тяжелых потрясений. Этот мотив присутствует и в сборнике рассказов, порою сближающихся со стихотворениями в прозе, Улица св. Николая (1923), первой книге Зайцева, увидевшей свет после его исхода из России.

Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Александр Иванович КУПРИН (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат, Пензенская губерния, Российская империя — 25 августа 1938, Ленинград, СССР) — русский писатель.
Успех пришел к Куприну после появления повести Молох (1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви.
Героев Куприна отличает духовная целостность и неподдельное нравственное величие. В лучших его рассказах оживают страницы русской истории (Однорукий комендант, 1923) или молодости самого Куприна, когда для него так много значили мир цирка и спорта (Пунцовая кровь, 1926).
Поединок вышел с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого. Цикл рассказов 1905–1907, связанный с русско-японской войной и первой русской революцией (Штабс-капитан Рыбников, Река жизни, Гамбринус), побудил воспринимать Куприна как одного из самых ярких продолжателей реалистических традиций русской классики, выразившего крепнущую в обществе уверенность, что приближаются великие перемены. Его позиция остается последовательно антидекадентской. Она определяется твердой приверженностью писателя творческим заветам Толстого и А.П.Чехова, которых он считал своими учителями в литературе, а также его неискоренимым жизнелюбием.

ШМЕЛЕВ, Иван Сергеевич (21 сентября (3 октября) 1873, Москва — 24 июня 1950, Бюси-ан-От близ Парижа) — русский писатель.
Литературная позиция Шмелева отличалась осознанной архаичностью, строгой ориентацией на классические традиции русской литературы 19 в., неприятием модернистских «холодных умозаключений, и страшных андреевских вопросов, и мистических переживаний, и легенд сологубовских».
Книга Шмелева Лето Господне (1927-48) вышла с подзаголовком Праздники. Радости. Скорби. Вспоминая свое детство, которое для него закончилось в семь лет трагической гибелью отца, Шмелев в соответствии с церковным календарем воссоздал неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы, Масленицу и Великий пост, болезни и несчастья, паломничество к Святой Троице. Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода. В Богомолье главным событием, увиденным «сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества», становится постижение глубоко укорененной русской религиозности. Совершая свой путь к мощам Сергия Радонежского в обществе плотника, который был для него наставником, приобщившим маленького героя к миру высших ценностей и смыслов, повествователь как бы сливается с сотнями других богомольцев, взыскующих духовной правды. Повесть становится поэмой о «духовно-религиозном солнце» (Ильин), которое никогда не перестанет сиять над Россией.
Алексей Михайлович РЕМИЗОВ (24 июня (6 июля н. ст.) 1877, Москва — 26 ноября 1957, Париж) — русский писатель. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе.
В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры. В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно».

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Образ "маленького человека" в творчестве Куприна 1890-1900-х гг., как и у Л. Андреева, И. Шмелева, Б. Чирикова, С. Скитальца, А. Серафимовича и других реалистов этого времени, под влиянием всколыхнувшейся общественной жизни России и новых процессов, происходящих в литературе, под воздействием М. Горького, особенно сильным в 1900-е гг. в среде писателей-"знаньевцев", претерпевает существенные изменения. Герой этого типа, человек самых бесправных низов общества, в сознании писателя перестает быть только объектом социального угнетения, вызывающих сентиментальное сочувствие художника, но на глазах вырастает, встает вровень с героем автобиографическим, а то нравственно и превосходит его, пробуждает надежды на духовно самостоятельную и активную личность, интригует воображение писателя и испытывается им "на прочность". Того, кого еще вчера называли "маленьким человеком", частицей "толпы", Куприн жаждет видеть "сильной личностью", "испытателем судьбы", и таким, пусть только отчасти, пусть в каких-то полуэкзотических областях жизни, он и рисует своего героя.
ТЕМА «СУДЬБА РОССИИ»
Шмелев во многом разделяет взгляд на судьбу России своего друга — философа И.А. Ильина. Возрождение России, пишет Шмелев в статье «Пути мертвые и живые», возможно только «на основе религиозной, на основе высоконравственной,— Евангельском учении деятельной Любви».
В литературе о Шмелеве можно встретить упоминания о его «исступленной религиозности». Следует сказать, однако, что по крайней мере в середине 1920-х гг. его вера включала в себя комплекс идей и представлений, далеких от традиционного христианства.
Если обратиться к его творчеству этих лет, то можно видеть, что писатель не обнаруживает за конкретными людьми, «губителями» России, источника зла — мощной реальной силы, присутствующей в мире. Страдание не обретает очистительный и подчас спасительный для души смысл. Совершенно отсутствуют такие важнейшие христианские категории, как грех, покаяние, смирение. Судьба России и постигшая ее катастрофа не осмысляются еще в свете Божественного Промысла, тема ошибки или предательства человека нигде не развивается в тему покаяния перед Творцом.
Повесть Куприна "Поединок” ставит перед читателем подобные животрепещущие вопросы. И произведение, в котором Куприн обнажил всю сущность армейской жизни, все ее пороки, вызвало массовую волну гнева.
Повесть производит на читателя тягостное впечатление. Почти все офицеры в "Поединке” — ничтожества, тупицы, пьяницы, трусливые карьеристы и невежды. Автор показывает отвратительные попойки офицеров, всю их жизнь, погрязшую в пошлости. Особенно ярко изображена армейская школа унижения, где в конечном итоге все свои неудачи и злобу офицеры срывали на солдатах. Весь метод обучения в полку был основан на наказаниях. Этот метод наиболее ярко проявился на смотре полка. Описывая эту сцену, Куприн ставит под сомнение боеспособность русской армии. Особняком в повести стоит образ Назанского — спившегося офицера, обладающего незаурядным интеллектом и душевными качествами. Назанский раскрывает нам глаза на все происходящее. Армия уничтожает все хорошее в человеке, делая его полным ничтожеством. Назанский говорит про это: "Все, что есть талантливого, способного, — спивается”.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Исследование основ человеческого бытия оба писателя осуществляют в «пограничной ситуации», когда граница между жизнью и смертью, бытием и небытием разрушена. Антигуманный характер истории вызывает необходимость оценки современности с точки зрения человеческого существования, через призму «экзистенции». Именно этот путь постижения реальности представлен в прозе А. Платонова и «новом эпосе» В. Шаламова.
Герой в произведениях этих писателей является средством осмысления действительности, раскрытия сущности бытия. В произведениях А. Платонова и В. Шаламова ситуация существования на границе жизни и смерти выступает не как способ психологической характеристики героя, а как модель человеческого бытия. «Пограничная ситуация» организует художественную композицию произведений этих писателей, позволяя исследовать основы человеческого существования, отношения человека и мира. Важнейшими определениями лагерного пространства являются его замкнутость и безжизненность. Шаламовский герой ощущает отчуждение от этой действительности.

БУНИН
Открытием ХХ века стала лирическая проза, которая словно размывает границы между эпосом и лирикой, когда автор оказывается в кругу своих персонажей, разделяет их беды и тревоги. Таковы и новеллы цикла «Темные аллеи». Постоянное пересечение жизни природы и жизни человека во многом определяет лиризм бунинской прозы. Лирическая наполненность повествования не лишала, однако, рассказы Бунина динамичности. Очерковые приемы, приобретенные Буниным за время работы в газетах и журналах, не только не оттеняли лирическую глубину его прозы, но придавали конкретному переживанию, эмоции повествователя (или героя) эпическую объемность.
О любви и рассказ «Руся» Руся (Маруся) - имя героини рассказа.. Как и в других новеллах, здесь особый, философский способ видения и подачи материала.
В эпическом произведении тоже встречаются лирические отступления, но там все подчинено общему замыслу и сюжетному единству. В лирической же прозе событийность уступает ведущую роль отношению к происходящему. В лирической прозе ощущается настойчивое стремление к идеалу. Поэтому отсутствует финал в обычном значении. «Прощания с воспоминаниями» так и не получилось. Подтекстно читатель понимает: что-то произошло в душе героя, процесс переоценки ценностей только начался. Когда и чем он закончится, читателю предстоит решить самому.
ДЕТАЛИ У БУНИНА
Художественная деталь в рассказе «Месть» (входящем в цикл «Темные аллеи») играет важную роль, как и во всем творчестве писателя. Она участвует и в развитии сюжета, и создании образа героини.
В тексте использованы как сюжетные, так и психологические и описательные детали; первые в совокупности являются двигателем сюжета и создают образ героини; описательные участвуют в создании ее портрета. Большинство деталей приобретает символическое значение. Роли описательных деталей в тексте отведено достаточно скромное место — они участвуют в создании портрета героини. Платье, зонтик, «красные эспадрильи» — это детали, не принимающие непосредственного участия в развитии сюжета, но служащие для описания внешности героини. Описательные детали сталкиваются друг с другом: «крупная черная коса, обвивающая голову», «красивое, грубоватое лицо»… «сильное тело» противопоставлены мрачному виду». Благодаря детализации портрета становится понятны настроение героини, ее характер и непростые отношения с окружающим миром. Сюжетные и психологические детали играют главенствующую роль в тексте.
БУНИН, ПРОБЛЕМЫ
Все произведения Бунина – независимо от времени их создания – объемлются интересом к вечным загадкам человеческого существования, единым кругом лирико-философских тем: времени, памяти, наследственности, любви, смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий, обреченности человеческой цивилизации, непознаваемости на земле окончательной истины.
ТРАГИЗМ
Уже в раннем творчестве Бунина звучат мотивы тоски, одиночества, неприкаянности. Все чаще он рисует картины разрушающейся русской деревни. А после первой мировой войны, после трагических событий Великой Октябрьской революции, отъезда в 20 году за границу писатель все больше говорит о катастрофичности человеческой жизни вообще. Бунин остро реагировал на явления общественно-исторической жизни, видя в них приметы «общей расшатанности, неустойчивости общественного мнения».

Категория: Русский язык | Добавил: Ni-Cd (05 Декабря 2011)
Просмотров: 1090 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Русский язык [40]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2018 © Ni-Cd. All Rights Reserved