Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Русский Язык » Русский язык

Синтаксис

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К Содержанию

СИНТАКСИС занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни.
ТЕРМИН "синтаксис" имеет несколько знач. 1) Синтаксисом называется вся та область грамм строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматических правил и закономерностей (так называемые "сложные синтаксические целые"). 2) Синтаксисом называется вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. 1 конструкции, правила их образования (включая сюда и правила участия в их строении других языковых единиц) и функционирования. 3) Синтаксисом (чего-¬л.: словосочетания, предложения) называется вся система грамматических свойств соответствующих единиц (для слова и формы слова - система их конструктивных свойств).

СИНТАКСИС И ЛЕКСИКА. Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ.
В образовании словосочетаний, в элементарном, простейшем строении предложения и при его распространении грамматические правила неотделимы от условий лексико-семантической организации соответствующих конструкций. В большинстве случаев абстрактные синтаксические образцы в той или иной степени лексически не свободны. Эта несвободность колеблется от более или менее очевидных тенденций к преимущественному использованию определенного лексического материала до строгой закрытости синтаксического образца для целых семантических разрядов слов.
Одним из оснований для классификации структурных схем (отвлеченных образцов) простого предложения является их лексическая свободность или несвободность. Лексика принимает непосредственное участие в формировании таких важнейших категорий предложения, как категории его семантической структуры. Правила сочетаемости слов, вся область словосочетаний опираются на лексико-грамматические свойства слов; один из важнейших компонентов этих свойств - лексическая семантика слова. Существует лишь несколько отвлеченных образцов словосочетаний, для определения которых достаточно указания на собственно грамматические показатели соединяющихся слов (например, сочетание существительного с определяющим его прилагательным); в огромном же большинстве случаев в характеристику образца словосочетания обязательно входит лексическая семантика его компонентов. Сама классификация присловных связей - сильных и слабых - одним из своих оснований имеет различия в лексической семантике вступающих в синтаксические связи словесных единиц.
В семантическом плане предложение рассматривается как обозначение какой-то ситуации, фрагмента действительности. Отражение в синтаксической единице ситуации, фрагмента действительности называется пропозицией. Пропозиция – это инвариантное значение синтаксических образований. Двусоставные предложения Мальчик читает книгу, Собаки кусаются, Идет снег имеют одинаковую грамматическую структуру, но различаются семантически: они обозначают разные типы ситуаций: активное действие субъекта, свойство субъекта, существование явления. Основное средство выражения семантики синтаксической единицы (пропозиции) – лексика, тип лексического значения: предикатная (признаковое значение) и предметная лексика. Предложение строится по отвлеченному образцу, схеме. Структурные схемы лежат в основе разных предложений - однокомпонентных и двухкомпонентных. Семантическая организация вскрывает обобщенное значение предложения и его компонентов (субъектность и бессубъектность; отношения между субъектом и его действием). В структурном отношении предложение представляет собой реализацию одного из возможных языковых образцов. Образцы-схемы могут быть однокомпонентными или двухкомпонентными, имеющими парадигмы или не имеющими их (разные грамматические формы).

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ — соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.

СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ. Между этими уровнями языковой системы существует
самая непосредственная взаимосвязь и взаимодействие.
1) Взаимосвязь синтаксиса и морфологии заключается в том, что они относятся к одному
общему уровню – грамматике. Это формальная организация языка, система абстрактных категорий, которые представляют собою единства отвлеченных грамм значений и их формальных выражений.
2) Взаимодействие морфологии и синтаксиса проявляется следующим образом: с одной стороны, морфология служит синтаксису, с другой стороны – морфология определяет синтаксический строй языка. Словоформа употребляется в составе синтаксических образований, она представляет собой компонент синтаксической единицы. Понятно, что у разных словоформ разные синтаксические возможности. Падеж имени существительного выражает связь словоформы с каким-либо словом или компонентом предложения. А падеж прилагательного (равно как и число и род) показывает зависимость его от имени существительного, уподобляясь словоформе существительного. Не всякая словоформа и не всегда релевантна для синтаксиса, для синтаксического построения. Например, число имени существительного связано не с синтаксическим употреблением, а с отражением реальной действительности: Автомобили мчались по трассе.
Морфология определяет синтаксический строй. Русский язык, как известно, имеет флективный (синтетический) строй: основное средство образования морфологических форм – флексия. Это определяет особенности синтаксических связей, синтаксических конструкций. Основные способы подчинительных связей слов с другими словами – согласование, управление и примыкание. Различие между ними определяется морфологическими особенностями зависимых слов (уподобление, выражение зависимости падежом, неизменяемость). Но в русской морфологии есть и элементы аналитизма, аналитического строя: выражение форм сослагательного наклонения (пришел бы) и некоторых форм повелительного наклонения (пусть придет), аналитические формы компаратива (более старательный). В синтаксисе также наблюдаются проявления аналитизма: составное сказуемое, синтаксически нечленимые сочетания, когда два или несколько слов образуют один член предложения (Она запела низким, красивым голосом).
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - категория функционально-синтаксическая. Они определяются в предложении в ходе установления отношений между словоформами разной функциональной значимости. Словоформы соответственно своей функциональной значимости занимают те или иные синтаксические позиции, которые определяются ролью и назначением словоформ в предложении и обнаруживаются на основе отношений словесных форм и их лексико-грамматических свойств. Формирование синтаксических позиций теснейшим образом связано с коммуникативным назначением предложения и тем самым с его содержательной стороной. В зависимости от того, как участвует та или иная словоформа, занимающая определенную синтаксическую позицию, в выражении мысли, синтаксические позиции делятся на главные и второстепенные. Те синтаксические позиции, которые занимают словоформы, раскрывающие содержание самого предмета мысли, т.е. вступающие в предикативные отношения, есть главные синтаксические позиции, и соответственно словоформы, их занимающие, - это главные члены предложения. Словоформы, служащие для раскрытия содержания других словоформ (их распространители, уточнители) или распространяющие предикативную основу в целом и, следовательно, не имеющие отношения к самому предмету мысли, являются второстепенными членами предложения, и соответственно - позиции, ими занимаемые, есть второстепенные синтаксические позиции.
Подлеж – сущ в Им.п, мест-сущ (личн, неопр, отриц), мест указат и определит, люб чр, способная субстантивироваться, неизмен чр, функционально замещ-ие сущ (союзы, част, нар, междом), инфинитив, синт несвоб словосоч (толпа людей), устойчив словосочет терминологич хар-ра, крылатые выр-я.
Сказуем – глаг, инфинитив, глаг междом, ф повелит накл, фазисн глаг, модальн глаг, предикативн прил + инфинитив, глаг-связка, сущ в Им.п.
Второстеп члены: 2 напр-я - формальн (классификац по характеру синтаксической связи) и логическ (классификация по значению – Востоков, Греч). Члены предложения, способ выражения которых соответствует их синтаксической функции, называются морфологизованным и, а члены предложения, способ выражения которых не соответствует их синтаксической функции, неморфологизованными. Определение, обстоятельство, дополнение.

МЕТОДИКА СИНТАКСИСА. Основные задачи: необходимости изучать синтаксис во взаимосвязи с другими разделами науки о языке, об эффективности изучения других разделов (и прежде всего морфологии) на синтаксической основе.
обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе родного языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил;
совершенствовать речь учащихся с точки зрения ее соответствия синтаксическим нормам языка;
целенаправленно обогащать синтаксический строй речи учащихся;
создать базу для успешного усвоения школьниками правил пунктуации.
развитие мышления учащихся; воспитание любви к родному языку, интереса к его изучению.
Изучение линейно-ступенчатой: пропедевтический курс (5кл), систематический курс (ПП – 8кл, СП – 9кл), повторен и углублен (10-11 кл).
Обучение: слово учителя, система упражнений, чтение параграфов, анализ примеров, выразительное чтение. Изучение теории на основе примеров, анализируемых с помощью таблиц (Московкина: сколько предложений, какой союз, синтаксические отношения, вывод о виде предложения). Для развития логического мышления – построение схем (терминология, моделей предложения).
Содержание школьного курса синтаксиса составляют синтаксические понятия и правила, способы оперирования ими и умения пользоваться полученными знаниями в практике устной и письменной речи.
Синтаксические упражнения: синтаксический разбор (частичный и полный) по планам и образцам, по памяткам и плакатам; исправление синтаксических ошибок; составление словосочетаний и предложений по синтаксической модели; составление схем-моделей по данным примерам; подбор примеров по теме из художественных и др. текстов.
Приемы синтаксического анализа предложения: сопоставление простой и сложной предложения (структура, паузы, интонация, союзы, союзные слова), сопоставление союзов, сопоставление ССП, БСП и СПП, составление таблицы сочинительных союзов (пример, смыслов отношения), объяснение примеров. Виды упражнения: синтаксический и пунктуационный разбор предложения, различного рода творческие работы, связанные с составлением нового предложения, обучающие диктанты, графические диктанты, упражнения в грамматическом анализе.

Категория: Русский язык | Добавил: Ni-Cd (05 Декабря 2011)
Просмотров: 5330 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Русский язык [40]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2024 © Ni-Cd. All Rights Reserved