Киберфак – бесплатно скачать презентации PowerPoint, лекции, рефераты, шпоры, курсовые cyberfac logo
cyberfac.ru
На главную | Регистрация | Вход
  Статьи  
Главная » Статьи » Русский Язык » Русский язык

Словообразование

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К Содержанию

Под СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ понимается проще всего процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц. 
Термин СЛОВООБРАЗОВАНИЕ обозначает раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят. В языке различают НЕПРОИЗВОДНЫЕ слова (лес, река, море, стол, идти, веселый, синий) – первообразные и ПРОИЗВОДНЫЕ слова – образованные на базе существующих слов (морской, речник, развеселый, лесной). ПРОИЗВОДНЫЕ слова образуют определенную систему – словообразовательная система. СО система состоит из двух элементов, она делится на две подсистемы: 1. словообразовательные типы; 2. словообразовательные гнезда.

В лингвистике синонимом к словообразованию выступает термин ДЕРИВАТОЛОГИЯ. ДЕРИВАЦИЯ – 1. процесс образования нового слова; 2. процесс образования новых смыслов.
Словообразовательная наука имеет два АСПЕКТА изучения: 1. ДИАХРОНИЧЕСКИЙ – учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии; 2. СИНХРОНИЧЕСКИЙ – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе).
Другими словами, СИНХРОНИЧЕСКОЕ СО изучает отношения существующих единиц, а ДИАХРОИЧЕСКОЕ – процесс превращения одних единиц в другие.
МОТИВИРОВАННОСТЬ\НЕМОТИВИРОВАННОСТЬ
Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно МОТИВИРОВАННЫЕ - это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол - столик ‘маленький стол’, белый - белеть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно НЕМОТИВИРОВАННЫХ слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.

ОСНОВЫ
ПРОИЗВОДНЫЕ ОСНОВЫ образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик (маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната) и так далее.
НЕПРОИЗВОДНЫЕ ОСНОВЫ – это основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф, значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.
ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА – ближайшая по форме к производной основа, чз которую мотивируется, истолковывается производная основа.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЦЕПОЧКА\ГНЕЗДО\ПАРАДИГМА
Ряд однокоренных слов, из которых каждое последующее непосредственно мотивировано предшествующим, представляет собой словообразовательную ЦЕПОЧКУ. Словообразовательная цепочка состоит из непосредственно и опосредованно мотивирующих слов: учить -> учитель -> учительница, соль -> солить -> посолить. Исходным (открывающим) словом цепочки является немотивированное слово.
Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным ГНЕЗДОМ. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например: СМЕЛЫЙ – СМЕЛОСТЬ, СМЕЛО, СМЕЛЬЧАК, СМЕЛЕТЬ->ОСМЕЛЕТЬ, ОСМЕЛИТЬСЯ.
Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной ПАРАДИГМОЙ (СП).
Словобразовательная ПАРАДИГМА отражает словообразовательный потенциал слова: слова, от которых можно образовать много производных, характеризуются высоким словообразовательным потенциалом, а слова, от которых нельзя образовать производные, характеризуются нулевым словообразовательным потенциалом.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ
Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный ТИП - это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд мотивированных слов.
По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на ДВЕ ГРУППЫ: 1. типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов; например, седеть так относится по значению к седой, как смелеть к смелый, прочнеть к прочный и т. д.; 2. типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений принципиально не ограничено; так, в тип глаголов с суффиксом -и-, мотивированных существительными, входят такие глаголы, как партизанить, кашеварить, имеющие значение «совершать действия, свойственные лицу, названному мотивирующем словом (партизану, кашевару)», маслить, пудрить - «покрывать поверхность чего-л. тем, что названо мотивирующим словом (маслом, пудрой)», и другие глаголы, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим существительным, в отношениях, свойственных только этим глаголам: бюллетенить «будучи больным, иметь бюллетень». Разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в глаголах с суффиксом -и- это значение - «совершать действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным».

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Каждое мотивированное слово относится к тому или иному способу словообразования. СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ - это объединение ряда словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (приставка, суффикс, сочетание приставки и суффикса), в отвлечении от конкретных материальных воплощений форманта в разных типах.
Способы словообразования делятся на: несмешанные (простые) и смешанные. К НЕСМЕШАННЫМ способам словообразования относятся следующие: 1. СУФФИКСАЦИЯ. Формант состоит из словообразовательного суффикса и (в изменяемых словах) совокупности словоизменительных аффиксов мотивированного слова, например: смел-ость - суффикс -ость + совокупность окончаний существительных жен. р., III скл.; брат-ск-ий - суффикс -ск- + совокупность окончаний прилагательных адъективного склонения; прыг-ну-ть - суффикс -ну- + совокупность словоизменительных аффиксов глаголов I спр.; два-жды - суффикс -жды. Суффикс может быть нулевым: отход, высь, задира, проезжий. При нулевой суффиксации формант состоит из нулевого словообразовательного суффикса и совокупности окончаний мотивированного слова. 2. ПРЕФИКСАЦИЯ. Формантом является приставка: при-город, пред-последний, пере-читать, от-ныне. 3. ПОСТФИКСАЦИЯ. Формантом является постфикс: катать-ся, кусать-ся, какой-то. 4. СУБСТАНТИВАЦИЯ прилагательных и причастий - переход в существительное прилагательных и причастий без изменения морфемного состава словоформ, но с сокращением состава парадигмы: существительные типов рулевой, командующий, приемная, будущее имеют формы только одного рода; существительные типа наличные - только формы мн. ч. Формантом при субстантивации является совокупность окончаний мотивированного существительного. 5. СЛОЖЕНИЕ - способ образования слов, в которых опорный (последний, грамматически оформляющий слово) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляют собой чистую основу. Формант при сложении характеризуется: а) наличием интерфикса; б) закрепленным порядком компонентов; в) единым главным ударением, преимущественно на опорном компоненте: oвощехранuлище, зaсухоустoйчивый, пoлулежaть. Интерфикс может быть нулевым: царь-колокол, Ленинград. 6. СРАЩЕНИЕ - такой способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно слово без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия интерфикса: умалишенный, долгоиграющий. Образованные этим способом слова во всех своих формах по морфемному составу полностью тождественны синонимичному словосочетанию; таким образом, связь компонентов в структуре мотивированного слова сохраняется как живая синтаксическая связь. Формант при сращении характеризуется закрепленным порядком компонентов (подчиненный компонент + опорный) и единым главным ударением на опорном компоненте. 7. АББРЕВИАЦИЯ - способ словообразования на базе сочетания слов или (реже) одного слова путем сокращения исходных слов. Формант характеризуется: а) безразличным к морфемному членению усечением основ исходных слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единым главным ударением; в) при сокращении последнего из исходных слов - системой окончаний в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных: СССР, вуз, профком, сберкасса, комроты, эсминец; спец, зам.

ТРАНСПОЗИЦИЯ (конверсия). В русском языке конверсия действует при образовании имен существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными и причастиями. Данный способ называется субстантивацией: сладкое (прил.) - сладкое (сущ.), заливное (прич.) -заливное (сущ.).
Еще на рубеже XIX-XX вв. требование отграничивать синхронное словообразование от диахронического выражали блестящие русские языковеды И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатов. Занимаясь историей языка, они большое внимание уделяли теории синхронного языкознания и – в том числе – теории синхронного словообразования. Факты одной эпохи нельзя объяснять, мерить мерками другой. Бодуэн де Куртене ввёл в лингвистику понятие морфемы как обобщающее все значащие части слова.

Категория: Русский язык | Добавил: Ni-Cd (05 Декабря 2011)
Просмотров: 6270 | Рейтинг: 3.9/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
  Полезные материалы  

В нашем каталоге файлов можно найти много полезной информации. Также советуем заглянуть в каталог статей: в нем есть полезные статьи по темам: Экономика предприятия, Общая экономика, Финансы и Кредит, также Словарь терминов по экономике, Маркетинг, Бухучет и Мировая экономика
Также есть полезная страница Факультеты МИФИ, которая расскажет о том, какие есть в МИФИ факультеты.
Меню
 

Навигация
Русский язык [40]
 

Поиск
 

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

 


2007 - 2018 © Ni-Cd. All Rights Reserved