Под СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ понимается проще всего процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.
Термин СЛОВООБРАЗОВАНИЕ обозначает раздел языкознания, изучающий
процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в
которую они входят. В языке различают НЕПРОИЗВОДНЫЕ слова (лес, река,
море, стол, идти, веселый, синий) – первообразные и ПРОИЗВОДНЫЕ слова –
образованные на базе существующих слов (морской, речник, развеселый,
лесной). ПРОИЗВОДНЫЕ слова образуют определенную систему –
словообразовательная система. СО система состоит из двух элементов, она
делится на две подсистемы: 1. словообразовательные типы; 2.
словообразовательные гнезда.
В лингвистике синонимом к
словообразованию выступает термин ДЕРИВАТОЛОГИЯ. ДЕРИВАЦИЯ – 1. процесс
образования нового слова; 2. процесс образования новых смыслов.
Словообразовательная наука имеет два АСПЕКТА изучения: 1. ДИАХРОНИЧЕСКИЙ
– учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования
новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании
словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии; 2.
СИНХРОНИЧЕСКИЙ – учение о производной лексике, о морфемной и
словообразовательной структуре слов, о современном строении
словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных
слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе).
Другими словами, СИНХРОНИЧЕСКОЕ СО изучает отношения существующих
единиц, а ДИАХРОИЧЕСКОЕ – процесс превращения одних единиц в другие.
МОТИВИРОВАННОСТЬ\НЕМОТИВИРОВАННОСТЬ
Все
слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и
немотивированные (непроизводные). Словообразовательно МОТИВИРОВАННЫЕ -
это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном
языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими).
Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов:
стол - столик ‘маленький стол’, белый - белеть ‘становиться белым,
белее’. Значение и звучание словообразовательно НЕМОТИВИРОВАННЫХ слов
(стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными
словами; они не осознаются как образованные от других слов.
ОСНОВЫ
ПРОИЗВОДНЫЕ ОСНОВЫ образованы
от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные
основы называют предметы и явления действительности мотивированно:
дом-ик (маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а
(маленькая комната) и так далее.
НЕПРОИЗВОДНЫЕ ОСНОВЫ – это
основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс –
это морф, значение которого определяется с позиций синхронного
словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления
немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная
основа является нечленимой и состоит только из корня.
ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА – ближайшая по форме к производной основа, чз которую мотивируется, истолковывается производная основа.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЦЕПОЧКА\ГНЕЗДО\ПАРАДИГМА
Ряд
однокоренных слов, из которых каждое последующее непосредственно
мотивировано предшествующим, представляет собой словообразовательную
ЦЕПОЧКУ. Словообразовательная цепочка состоит из непосредственно и
опосредованно мотивирующих слов: учить -> учитель -> учительница,
соль -> солить -> посолить. Исходным (открывающим) словом цепочки
является немотивированное слово.
Совокупность всех слов с общим
корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется
словообразовательным ГНЕЗДОМ. Словообразовательное гнездо состоит из
словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово,
например: СМЕЛЫЙ – СМЕЛОСТЬ, СМЕЛО, СМЕЛЬЧАК, СМЕЛЕТЬ->ОСМЕЛЕТЬ,
ОСМЕЛИТЬСЯ.
Совокупность производных, имеющих одну и ту же
производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства,
называют словообразовательной ПАРАДИГМОЙ (СП).
Словобразовательная
ПАРАДИГМА отражает словообразовательный потенциал слова: слова, от
которых можно образовать много производных, характеризуются высоким
словообразовательным потенциалом, а слова, от которых нельзя образовать
производные, характеризуются нулевым словообразовательным потенциалом.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ
Мотивированные
слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный
ТИП - это общий отвлеченный образец, по которому построен ряд
мотивированных слов.
По характеру отношений между лексическими
значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные
типы делятся на ДВЕ ГРУППЫ: 1. типы, у которых эти отношения одинаковы
во всех словах или в подавляющем большинстве слов; например, седеть так
относится по значению к седой, как смелеть к смелый, прочнеть к прочный и
т. д.; 2. типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих
отношений принципиально не ограничено; так, в тип глаголов с суффиксом
-и-, мотивированных существительными, входят такие глаголы, как
партизанить, кашеварить, имеющие значение «совершать действия,
свойственные лицу, названному мотивирующем словом (партизану,
кашевару)», маслить, пудрить - «покрывать поверхность чего-л. тем, что
названо мотивирующим словом (маслом, пудрой)», и другие глаголы, в том
числе такие, которые находятся с мотивирующим существительным, в
отношениях, свойственных только этим глаголам: бюллетенить «будучи
больным, иметь бюллетень». Разные значения слов, относящихся к
словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему
значению; в глаголах с суффиксом -и- это значение - «совершать действия,
имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным».
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Каждое
мотивированное слово относится к тому или иному способу
словообразования. СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ - это объединение ряда
словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом
форманта (приставка, суффикс, сочетание приставки и суффикса), в
отвлечении от конкретных материальных воплощений форманта в разных
типах.
Способы словообразования делятся на: несмешанные (простые) и
смешанные. К НЕСМЕШАННЫМ способам словообразования относятся следующие:
1. СУФФИКСАЦИЯ. Формант состоит из словообразовательного суффикса и (в
изменяемых словах) совокупности словоизменительных аффиксов
мотивированного слова, например: смел-ость - суффикс -ость +
совокупность окончаний существительных жен. р., III скл.; брат-ск-ий -
суффикс -ск- + совокупность окончаний прилагательных адъективного
склонения; прыг-ну-ть - суффикс -ну- + совокупность словоизменительных
аффиксов глаголов I спр.; два-жды - суффикс -жды. Суффикс может быть
нулевым: отход, высь, задира, проезжий. При нулевой суффиксации формант
состоит из нулевого словообразовательного суффикса и совокупности
окончаний мотивированного слова. 2. ПРЕФИКСАЦИЯ. Формантом является
приставка: при-город, пред-последний, пере-читать, от-ныне. 3.
ПОСТФИКСАЦИЯ. Формантом является постфикс: катать-ся, кусать-ся,
какой-то. 4. СУБСТАНТИВАЦИЯ прилагательных и причастий - переход в
существительное прилагательных и причастий без изменения морфемного
состава словоформ, но с сокращением состава парадигмы: существительные
типов рулевой, командующий, приемная, будущее имеют формы только одного
рода; существительные типа наличные - только формы мн. ч. Формантом при
субстантивации является совокупность окончаний мотивированного
существительного. 5. СЛОЖЕНИЕ - способ образования слов, в которых
опорный (последний, грамматически оформляющий слово) компонент равен
целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты)
представляют собой чистую основу. Формант при сложении характеризуется:
а) наличием интерфикса; б) закрепленным порядком компонентов; в) единым
главным ударением, преимущественно на опорном компоненте:
oвощехранuлище, зaсухоустoйчивый, пoлулежaть. Интерфикс может быть
нулевым: царь-колокол, Ленинград. 6. СРАЩЕНИЕ - такой способ
словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или
более слов в одно слово без каких-либо изменений в их морфемном составе и
без участия интерфикса: умалишенный, долгоиграющий. Образованные этим
способом слова во всех своих формах по морфемному составу полностью
тождественны синонимичному словосочетанию; таким образом, связь
компонентов в структуре мотивированного слова сохраняется как живая
синтаксическая связь. Формант при сращении характеризуется закрепленным
порядком компонентов (подчиненный компонент + опорный) и единым главным
ударением на опорном компоненте. 7. АББРЕВИАЦИЯ - способ
словообразования на базе сочетания слов или (реже) одного слова путем
сокращения исходных слов. Формант характеризуется: а) безразличным к
морфемному членению усечением основ исходных слов (последнее из которых
может и не быть сокращено); б) единым главным ударением; в) при
сокращении последнего из исходных слов - системой окончаний в
соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения
существительных: СССР, вуз, профком, сберкасса, комроты, эсминец; спец,
зам.
ТРАНСПОЗИЦИЯ (конверсия). В русском
языке конверсия действует при образовании имен существительных,
мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными и причастиями.
Данный способ называется субстантивацией: сладкое (прил.) - сладкое
(сущ.), заливное (прич.) -заливное (сущ.).
Еще на рубеже XIX-XX вв.
требование отграничивать синхронное словообразование от диахронического
выражали блестящие русские языковеды И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф.
Фортунатов. Занимаясь историей языка, они большое внимание уделяли
теории синхронного языкознания и – в том числе – теории синхронного
словообразования. Факты одной эпохи нельзя объяснять, мерить мерками
другой. Бодуэн де Куртене ввёл в лингвистику понятие морфемы как
обобщающее все значащие части слова.