СТРУКТУРА ЯЗЫКА, 1) множество уровней данного языка и связывающие их отношения. 2) Термин, употребляемый некоторыми учёными в значении система языковая. СИСТЕМА ЯЗЫКОВАЯ, 1) множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования. В этом смысле говорят о фонологической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, лексической, семантической системе данного языка или (более узко) о системах (подсистемах) склонения и спряжения, глагола и имени, вида и времени, рода и падежа и т. п. Определение языка как системы восходит к Ф. де Соссюру, подготовлено трудами В. Гумбольдта и И. А. Бодуэна де Куртенэ.
УРОВНИ ЯЗЫКА, основные «ярусы» языковой
системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания – как объекты
научного исследования языка (фонологии, морфологии, лексикологии,
синтаксиса), определяемые свойствами единиц, выделяющихся при
последовательном членении языкового потока. Одни учёные стремятся к
расширению числа уровней языка, возводя любую из поддающихся выделению
сложных единиц в ранг отдельного уровня, другие считают научно значимыми
лишь два уровня языка: дифференциальный (на этом уровне язык выступает
только как система различительных знаков, к которым относятся, помимо
естественных звуков речи, также различительные письменные знаки,
способные различать единицы семантического уровня) и семантический [на
этом уровне выделяются морфемы, слова и словосочетания как двусторонние
единицы, т. е. с учётом как их звуковой стороны, или выражения, так и их
внутренней (семантической) стороны, или содержания].
Курс СРЯ
состоит из следующих РАЗДЕЛОВ: лексики и фразеологии, фонетики и
фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики
(морфологии и синтаксиса), пунктуации.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ изучают словарный и фразеологический состав рус языка и закономерности его развития.
ФОНЕТИКА
описывает звуковой состав СРЛЯ и основные звуковые процессы,
протекающие в языке, предметом фонологии являются фонемы - кратчайшие
звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их
форм.
ОРФОЭПИЯ изучает нормы современного русского литературного произношения.
ГРАФИКА
знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и
звуками, а орфография - с основным принципом русского написания -
морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными.
Орфография - это совокупность правил, определяющих написание слов.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых
слов: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический,
лексико-синтаксический.
МОРФОЛОГИЯ является учением о грамм
категориях и грамм формах слова. Она изучает лексико-грамматические
разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова
и способы выражения грамм значений в русском языке.
СИНТАКСИС - это
учение о предложении и словосочетании. Синтаксис изучает основе
синтаксические единицы - словосочетание и предложение, виды
синтаксической связи, типы предложений и их структуру.
На основе синтаксиса строится пунктуация - совокупность правил расстановки знаков препинания.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА:
ЗВУКИ речи –
минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной
артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными
акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи)
свойствами. 3. р. относятся к сегментным средствам, поскольку
соотносятся с минимальными линейными единицами языка — фонемами.
Супрасегментные звуковые средства, напр. тон, ударение, интонация,
соотносятся с единицами большей протяженности - такими, как слог, слово,
синтагма. При описании 3. р. учитываются их артикуляционные,
акустические. И перцептивные характеристики. Артикуляционно все 3. р.
делятся на 2 класса — гласные и согласные. С акустической точки зрения
3. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве
источников выступают: а) голос; б) шум.
ФОНЕМА - единица звукового
строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц -
морфем, в состав которых она входит в качестве мин сегментного
компонента, а через них — и для опознавания и различения слов. Ф.—
инвариантная единица языка. Ф.— основная незначимая единица языка,
связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Фонема выполняет
перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную)
функции в тексте. Ф. как абстрактная единица противополагается звуку как
конкретной единице, в которой Ф. материально реализуется в речи.
МОРФЕМА
- одна из основных единиц языка, часто определяемая как мин знак, т.е.
такая единица, в которой за определенной фонетической формой
(означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая
не членится на более простые единицы того же рода. Морфема- минимальная
значимая единица текста, текстовый представитель морфемы. Различают М.,
репрезентирующие одну морфему, были названы соответственно ее
алломорфами. М. обычно рассматривается как непосредственная составляющая
словоформы. Так, напр., в словоформе «столиком» выделяются (на
графическом уровне) корневой М. стол, суффиксальный (со значением
уменьшительности) -ик- и флексийный (выражающий значение тв. п. ед. ч.)
-ом. В зависимости от выполняемой функции морфы делятся на
формообразующие, словообразующие и синкретичные. К формообразующим
морфам относятся флексии и некоторые суффиксы: стол-а, чита-ешь,
чита-ть, чита-л, чита-я, выш-е и так далее. В число словообразующих
морфов входят приставки (вредный – без-вредный), суффиксы (дом –
дом-ик), префиксоиды (вне-штатный), суффиксоиды (англо-ман).
Синкретичные морфы могут образовывать и новые слова, и новые формы слов.
К синкретичным морфам относятся, например, глагольные приставки, с
помощью которых образуются формы совершенного вида: ехать – вы-ехать,
за-ехать, до-ехать.
ЛЕКСЕМА - слово, рассматриваемое как единица
словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамм форм и
выражающих их флексий, а также всех возможных значений (смысловых
вариантов); абстрактная двусторонняя единица словаря. Представляя собой
совокупность форм и значений, свойственных одному и тому же слову во
всех его употреблениях и реализациях, лексема характеризуется как
формальным, так и смысловым единством. Термин «лексема», предложенный в
1918 А.М.Пешковским и вошедший в Грамматический словарь Н.Н.Дурново, в
дальнейшем получил содержат наполнение в трудах В.В.Виноградова,
А.И.Смирницкого и А.А.Зализняка.
СЛОВОФОРМА, термин, обозначающий
конкретное слово в конкретной грамм форме. Например «городов» -
словоформа род падежа мн. Ч. существительного «город». Всякая грамм
парадигма слова есть система его словоформа, и в реальных высказываниях
всякое слово, относящееся к грамм изменяемым, выступает в определенной
словоформе. В советском языкознании теория словоформа разрабатывалась
А. И. Смирницким, развивавшим взгляды Ф. Ф. Фортунатова, А. М.
Пешковского, В. А. Богородицкого. Он различал в содержат структуре
словоформы три момента: индивидуализирующий (лексический), выражаемый
корнем слова, типовой (конкретно-грамм) и собственно формальный
(обобщённая грамм форма), выражаемые, например, окончанием в словоформе
«городов».
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это самостоятельная синтаксическая единица
сообщения, грамматическим значением которого является предикативность, а
формой – минимальная структура схема с принадлежащей ей системой
собственно грамматических средств для выражения синтаксического времени и
наклонений.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ, т.е. отрезок речи, выполняющий комм
функцию, соответствующий целям общения. В речевом аспекте высказывание
индивидуально и ситуативно, высказывания в речевом аспекте бесконечно
разнообразны.
СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, связи и зависимости между языковыми элементами (единицами любой сложности), одновременно сосуществующими в линейном ряду (тексте, речи), напр., между соседними звуками (откуда явления сингармонизма, ассимиляции), морфами (откуда явления наложения или усечения смежных морфем) и т.п. Термин введен Ф. де Соссюром. Часто употребляется как эквивалент понятию функций у последовательно соединяемых языковых элементов в процессе речи. С.О. выделяются в языке в противоположность парадигматическим отношениям, или ассоциативным связям, образуя область исследования синтагматики. Рассмотрение языковых явлений только по их С. было характерно для дескриптивной лингвистики и лежало в основе дистрибутивного анализа. Изучение С.О. — важный аспект проблемы сочетаемости языковых элементов, их валентности, закономерностей объединения в речи.
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, отношения противопоставления нескольких элементов языка, выбора одного из взаимоисключающих элементов; единицы языка объединяются, таким образом, в сознании (в сознании, а не в реальности!) пользующегося языком, несмотря на невозможность реального их объединения в акте речи. Они соответствуют функции "или — или" и противостоят синтагматическим отношениям (отношениям сосуществования элементов языка в момент их реального объединения в акте речи и соответствующим функции "и — и"); П.О. нелинейны и не одновременны. По-видимому, существует зависимость синтагматических характеристик формы от её парадигматических свойств. П.О. впервые описаны Ф. де Соссюром как противопоставленные синтагматические ассоциативные отношения.