ТЕКСТ (от лат. «textus» - ткань,
сплетение, соединение, структура, связь) – это речевое произведение,
состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной
последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли
и с помощью различных языка средств.
ТЕКСТ – это произведение
речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в
виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с
типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и
ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами
лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющие
определенную целенаправленность и прагматическую установку.
ТЕОРИЯ ТЕКСТА сложилась как научная
дисциплина во 2-ой половине XX в. на пересечении ряда наук -
информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики,
герменевтики, книговедения, социологии. Теория текста охватывает любые
знаковые последовательности, однако основным ее объектом является текст
вербальный, поэтому при характеристике и описании текста важны данные,
накопленные лингвистикой. Коммуникативные условия, или конкретные
речевые ситуации, поддаются типологизации, и тексты, ориентированные на
определенные коммуникативные условия, также должны обладать
типологическими признаками. Установлением этих признаков и занимается
прежде всего теория текста - научная дисциплина, получившая выход в
социолингвистику, психолингвистику, информатику, функциональную
стилистику, теорию перевода и другие дисциплины, связанные с изучением
речевой деятельности как процесса и речевого произведения как результата
этой деятельности.
ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА – раздел языкознания, который
изучает текст как последовательность из нескольких (или многих)
предложений, построенных согласно правилам языка, то есть изучает текст
на различных уровнях.
Текст может быть письменным и устным по форме
своего воспроизведения. Та и другая форма требует своей «текстуальности»
- внешней связности, внутренней осмысленности, направленности на
восприятие. Важным в теории текста оказывается и вопрос об идентичности
текста, его канонической форме, которая особо исследуется такой отраслью
филологии, как текстология. Лингвистика изучает интонационные,
лексические и синтаксические средства текста; графические средства
подчеркивания, шрифтовые выделения, пунктуацию. Понятие «текст» может
быть применено не только по отношению к цельному литературно
оформленному произведению, но и к его части, достаточно самостоятельной с
точки зрения микротемы и языкового оформления. Так, можно говорить о
тексте главы, раздела, параграфа; тексте введения, заключения и т.п.
Правильность
восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими
единицами и средствами, но и общим фондом знаний, по-другому
«коммуникативным фоном», на котором осуществляется текстообразование и
его декодирование, поэтому восприятие связано с пресуппозицией.
Пресуппозиция - это компонент смысла текста, который не выражен
словесно, это предварительное знание, дающее возможность адекватно
воспринять текст. Такое предварительное знание принято называть фоновыми
знаниями.
КАТЕГОРИИ ТЕКСТА:
ИНФОРМАТИВНОСТЬ
ТЕКСТА – это степень его смыслосодержательной новизны для читателя,
которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок
предмета мысли.
ВИДЫ ИНФЫ
1. Содержательно-фактуальная информация
содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих,
происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире,
действительном или воображаемом. Эксплицитна, т.е. всегда выражена
вербально. Единицы языка употребляются в прямом значении.
2.
Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю
индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными
средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости
в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа,
включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложные
психологические и эстетически-познавательные взаимодействия. Не всегда
выражена ясно. СКИ = замысел автора + содержательная интерпретация.
3.
Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую
информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способностям единиц языка
порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря
способности предложений внутри ССЦ приращивать смыслы. СПИ –
факультативная информация.
ЦЕЛОСТНОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ – эти, по
существу, основные, конструктивные признаки текста – отражают содержат и
структурную сущность текста. При этом исследователи, в частности,
различают локальные и глобальные связность. Локальная связность – это
связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых
единств). Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство
текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Цельность текста
– это прежде всего единство тематическое, концептуальное, модальное.
КОНТИНУУМ
– непрерывное образование чего-то, т.е. нерасчлененный поток движения
во времени и в пространстве, определенная последовательность фактов,
событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем
развертывание событий протекает не одинаково в разных типах текста
(художественных и нехудожественных).
КОГЕЗИЯ – (внутритекстные связи) это
особые виды связи, обеспечивающие континуум, т.е. логическая
последовательность, (темпоральную и/или пространственную)
взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр. Виды
когезии: логическая, психологическая, формально-структурная. Средства
когезии: кроме традиционно-грамматических, несущих текстообразующую
функцию, их можно разделить на логические, ассоциативные, образные,
композиционно-структурные, стилистические и ритмико-образующие. К
традиционно-грамматическим признакам относятся союзы и союзные речения
типа в связи с этим, вот почему, однако, так как, поэтому, так же, как
и, все дейктические средства (мест, союзы и пр.); причастные обороты.
Логические - такие наречия, как вскоре, несколько дней (недель, лет ...)
спустя, когда и пр., являясь временными параметрами сообщения, сцепляют
отдельные события, придавая им достоверность. Такую же функцию
выполняют слова: неподалеку, напротив, позади, под, над, рядом, вдалеке,
вблизи, мимо и т д., являющиеся пространственными параметрами
сообщения. К подобным формам когезии относятся и формы перечисления:
во-первых, во-вторых, графические средства а), б), в) или выделение
частей высказывания цифрами 1),2), 3) и т.д. В основе ассоциативной
когезии лежат другие особенности структуры текста, а именно
ретроспекция, коннотация, субъективно-оценочная модальность.
ИНТЕРГРАЦИЯ
– это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных
дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому
состоянию. Применительно к тексту интеграция - это скорее процесс, чем
его результат. Объединяя смыслы отдельных СФЕ, содержания отдельных
главок, глав и пр. в единое целое, интеграция нейтрализует относительную
автосемантию этих частей и подчиняет их общей информации, заключенной в
произведении. Интеграция задана самой системой текста и возникает в нем
по мере его развертывания. Она является неотъемлемой категорией текста,
именно интегрирование обеспечивает последовательное осмысление
содержательно-фактуальной информации.
РЕТРОСПЕКЦИЯ – это грамм
категория текста, объединяющая формы языковые выражения, относящие
читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации.
Ретроспекция проявляется двояко: а) когда предшествующая инфа уже была
изложена в тексте; б) когда предшествующая инфа, необходимая для связи
событий сообщается, прерывая поступательное движение текста, т.е.
происходит перестановка временных планов повествования. Ретроспекция
порождается СФИ. 3 вида ретроспекции. Автор использует ретроспективные
элементы, чтобы: 1.восстановить в памяти читателя данные сведения или
сообщить ему новые, относящиеся к прошлому и необходимые для понимания
дальнейшего развертывания повествования; 2.дать возможность
переосмыслить эти сведения в новом контексте, с учетом того, что было
сказано до ретроспективной части; 3.актуализировать отдельные части
текста, опосредованно относящиеся к содержательно-концептульной
информации. Ретроспекция может быть субъективно-читательской и
объективно-авторской.
ПРОСПЕКЦИЯ – это грамматическая категория
текста, объединяющая различные языковае формы отнесения
содержательно-фактyaльной информации к тому, о чем речь будет идти в
последующих частях текста. Сигналами проспекции являются такие
выражения, как забегая вперед, как 6yдeт указано ниже, как он будет
разочарован, когда узнает что… и подобное.
ХАРАКТЕРИСТИКИ текста:
жанр, композиция, образный ряд, структура повествования
(повествовательная, субъект речи, тип повествования), художественное
время (одномерность, непрерывность, необратимость, упорядоченность),
художественного пространство (протяженность, непрерывность,
трехмерность), заглавие художественного текста, повторы в структуре
текста, сквозные образы, ключевые слова.
ССЦ, СФЕ, прозаическая
строфа – качественно-новая единица, сочетание нескольких взаимосвязанных
тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более
полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли
(Солганик). Это вторая семантико-синтаксическая единица текста,
представляющая собой объединенность двух и более высказываний -
объединенность тематическую и структурную. Сверхфразовое единство
организуется через тема-рематическую последовательность. (Валгина) Под
сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая,
чем предложение. Это наиб крупная единица синтаксиса, представляющая
собой структурно-смысловое единство. ССЦ обнаруживается в связном
тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся
относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и
синтаксической спаянностью компонентов. (Валгина)
ТИПЫ РЕМАТИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТЫ. Г.А.
Золотова выделяет предметную рематическую доминанту (Описание места),
качественную (Характеристика персонажа, предмета),
статально-динамическую (Изменение состояния, переход от состояния к
действию), импрессивную (Субъективно-оценочное восприятие
действительности), статальную (Состояние (природы, среды, лица)),
акциональную (Динамика действия). В различных фрагментах текста,
содержащих описание места, единство сверхфразового целого, скрепляющее
его изнутри и выделяющее его из текстового окружения, поддерживается в
значительной мере семантико-грамматической однородностью предметных рем,
или предметной рематической доминантой.
АБЗАЦ - это единица членения
текста композиционно-стилистическая; это часть текста, заключенная
между двумя отступами. Абзац и межфразовое единство совпадают в тех
случаях, когда изложение материала (неважно, научного или
художественного) ведется по принципу логико-смысловому, когда границы
абзацев и межфразовых единств намечают переход от одной микротемы к
другой. Такой абзац, совпадающий со сложным синтаксическим целым,
называют тематическим или классическим. ВИДЫ абзацев:
Аналитико-синтетический абзац содержит аналитическую часть
(пояснительную, разъясняющую) в первой позиции, а обобщающую, итоговую -
во второй. Синтетико-аналитический абзац начинается с обобщающей,
стержневой фразы, смысл которой раскрывается в последующих сообщениях.
Рамочный абзац имеет совмещенную структуру: зачин намечает тему, далее -
поясняющая часть, и завершается абзац обобщающей фразой. Первое и
последнее высказывания лексически перекликаются и, таким образом,
происходит «замыкание» темы. Абзац-композиционный стык – абзац-связка
(Мы ранее говорили … Теперь мы скажем). Первая часть такого абзаца
отсылает к впередистоящему контексту, а вторая - указывает на
последующий текст. Абзац-стержневая фраза (логический вывод, обобщение).