По своей природной сущности государственное управление, будучи частью социального управления, есть институт общественный, тесно связанный с человеком, его деятельностью. государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности, Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Система призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений,
Демократический характер, целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широких гражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинается с голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которые готовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянии общественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан в государственном управлении выражается и во многих других самых разнообразных формах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам поддерживать общественный порядок, и др.Мотивами для определения целей государственного управления являются национальные интересы - устойчивые или вновь возникающие потребности всех элементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всех своих граждан потребности, то особых проблем в определении целей государственного управления не возникало.
Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждый член общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности и желания,
Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.
Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества.
Социальный механизм осуществления
государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности
общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации,
может быть выражен через следующую опосредованную государством единую
цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы
(установки) - стимулы -- решения - действия - результаты. Именно в такой
последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи
общественных элементов происходит формирование и реализация
государственного управления.
В процессе государственного управления
происходит согласование и разрешение социальных противоречий,
возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных
групп многих людей. С точки зрения институциализации, представительство
интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью
которого государство на практике проводит политику улаживания разного
рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных,
классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения,
создавая тем самым условия для их нормального сосуществования.
Во взаимодействии государства и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности:
* общественные;
* государственные;
* региональные;
* национальные;
* профессиональные;
* корпоративные;
* частные (индивидуальные).
Публичная политика как процесс взаимодействия государства и общества
В
развитых странах Запада благодаря «третьему сектору» государству
удается справиться со многими социальными проблемами. С 1995 года в США
более 40 % всей помощи распространяется через неправительственные
общественные организации. В этих странах с каждым годом растет число
некоммерческих и негосударственных организаций, предназначенных для
формулирования и реализации общественных интересов .
Возрастание роли
негосударственных институтов как субъектов внутренней политики
по-новому ставит перед государством и обществом проблему социального
партнерства. Целью социального партнерства должно стать стремление
вовлечь как можно больше различных организаций в процесс
социально-экономического развития общества.