Индустриальная Социология
(industrial sociology) - изучение труда как
оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой
поддисциплины: разделение труда - социальное и техническое (см. также
Профессиональная структура) ; опыт работы; роль и последствия технологии
в промышленности; индустриальная бюрократия и индустриальные отношения
ИНДУСТРИА́ЛЬНАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ
раздел
cовр. бурж. социологии, разрабатывающий концепцию социальных,
организац. и технико-производств. отношений, лежащих в основе совр.
капиталистич. произ-ва. И. с. изучает производств. деятельность людей
(напр., стимулы труда, условия повышения производительности труда, нормы
эксплуатации и т.д.), формы отношений людей на капиталистич.
предприятиях (напр., взаимоотношения предпринимателей, администрации и
рабочих, организац. структуру предприятий и т.д.), индустриальное
произ-во как целостный социальный механизм, место и роль профсоюзов
(напр., их отношения с руководством предприятий, причины объединения
рабочих в профсоюзы и т.д.)
И. с. зародилась в США в 20–30-х гг.
20 в. и особенно бурное развитие получила после кризиса 1929–33.
Господствующие классы поставили перед И. с. задачи идеологич.
реабилитации и апологетики потерпевшей кризис капиталистич. системы
произ-ва, выработки программы сглаживания обострившихся классовых
противоречий, обоснования и разработки новых форм организации произ-ва и
новых способов эксплуатации рабочего класса. В трудах основателей И. с.
(Мейо, Рётлисбергер, Мур и др.) проблема "мира в промышленности" была
провозглашена ключом к решению экономич. и политич. трудностей, перед
лицом к-рых оказался амер. капитализм. В наст. время И. с. является
одним из гл. разделов бурж. социологии в США, ФРГ, Франции, Италии,
Бельгии и др. капиталистич. странах и разрослась в очень широкую по
тематике исследований дисциплину: она переплетается с бурж. политич.
экономией, психологией труда, экономикой труда, социологией профессий,
теориями социальной мобильности и социальной стратификации и т.д.
В
основе концепции И. с. лежит подмена анализа производств. отношений
рассмотрением организационно-технич. ("организационные теории") или
психологич. ("психологическая школа" в И. с.) отношений между
участниками произ-ва. В последние десятилетия наибольшим влиянием
пользуется "психологическая школа", к-рая сводит существо отношений
между капиталистами и рабочими к их мнениям и представлениям друг о
друге и окружающей обстановке. В И. с. переносятся концепции идеалистич.
бурж. социальной психологии (теория "малых групп", "групп-референтов",
теория "ситуации" и т.д.).
Центр. место в работах представителей
И. с. занимает доказательство того, что не отношения эксплуатации, а
отношения сотрудничества якобы являются социальной основой капиталистич.
произ-ва. Социологи индустрии изображают отношения предпринимателей
(руководства) и рабочих в виде отношений равноправных членов общества,
различающихся якобы лишь своим положением в системе произ-ва, но
стремящихся к единой цели – благу общества. Социологи индустрии пишут о
существовании "морального союза" капиталистов и рабочих, о "единстве их
ценностей", извращают классовое существо конфликтов между рабочими и
предпринимателями, изображая их в виде столкновений, происходящих либо
исключительно на экономич. почве, либо из-за недостатка взаимопонимания
("плохой коммуникации") между ними.
И. с. тесно связана с бурж.
доктриной "неокапитализма". Представители И. с. развивают ненауч. идеи, о
превращении бурж. общества в бесклассовое общество, технократич.
теории, теории "организованного капитализма" и т.д. И. с. выдвинула
концепцию "нового этапа" в развитии капитализма – превращения отношений
командования и подчинения в бурж. обществе и, в частности, в
капиталистич. произ-ве, в "человеческие отношения", характеризующиеся
якобы равенством, коллективизмом и "отмиранием" принципа погони за
выгодой.
Методологич. основой многочисл. конкретных исследований,
проводимых представителями И. с. по заказу монополий, является
вульгарный эмпиризм. Они ограничиваются сбором и обработкой данных,
необходимых для решения таких вопросов, как введение и углубление
процессов автоматизации, срыв забастовок, снижение расовых и нац.
конфликтов среди персонала, обработка сознания рабочих и т.д.
Одной
из гл. задач И. с. является обоснование и разработка методов повышения
продуктивности капиталистич. предприятия. В концепции "мэнеджеризма"
(искусства руководить) индустриальные социологи обосновывают и
разрабатывают бюрократич. способы руководства рабочими со стороны
администрации. В программе "человеческих отношений", выступившей на
смену тэйлоризму, обосновывается интенсификация труда путем
использования духовных, творч. качеств рабочего. В последние десятилетия
происходит известное слияние организационного и психологич. направлений
И. с. Представители И. с. считают, что успех организации произ-ва
зависит гл. обр. от воспитания рабочих в духе лояльности, доверия к
начальству, преданности труду и материальной незаинтересованности. Мн.
индустриальные социологи работают в качестве советников администрации на
предприятиях. Разработкой проблем И. с. занимаются спец. науч.
организации: в США – школа бизнеса при Гарвардском ун-те, Комитет по
индустриальным отношениям при Чикагском ун-те, Ин-т по человеч.
отношениям при Иельском ун-те. В Англии исследования по И. с. проводятся
при Ливерпульском и Бирмингемском ун-тах. Во Франции значит. работу в
области И. с. ведет Центр социологич. исследований при Нац. центре науч.
исследований, Ассоциация за развитие социологии труда, в ФРГ – Ин-т
экономич. наук зап.-герм. профсоюзов в Кёльне, Ин-т социальных
исследований при Франкфуртском ун-те, Академия общей экономики в
Гамбурге и др. Существует ряд спец. периодич. изданий по вопросам И. с:
журн. "Industrial and labor relations review", "Advanced management"
(Нью-Йорк); "Industry and Labour" (Женева) и др. Гл. представители И. с:
в США – Э. Мейо, Ф. Рётлисбергер, У. Мур, Э. Хьюз, Д. Миллер, У. Форм,
Д. Нокс, У. Уорнер, в Англии – Э. Хеэр, У. Спротт, Дж. Ричардсон, Э.
Райс, в ФРГ – А. Гек, X. Шельский, Р. Дарендорф, во Франции – Ж.
Фридман, A. Турен.