В первой фундаментальной работе Г. Спенсера «Социальная статика» (1851)
развивается идея общественной морали: поскольку созданный Богом мир
совершенен в своем устройстве, причастность человека «божественному
разуму» открывается в рациональном следовании общественному долгу.
Здесь же вводятся идеи функционализма для объяснения развития социальных институтов,
Г. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, или органицизма в социологии.
Спенсер
считает, что конкуренция и выживание лишь тех, кто наиболее
приспособлен, обязательны для развития общества. Он называет это
положение, по аналогии с естественным отбором в животном мире, основным
законом социального развития.
К 1857 г. у него возникает идея синтеза биологии, психологии, социологии и этики на основе принципа органической эволюции.
Спенсер
выделил и описал главные разновидности социальных институтов как
важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование.