В ХХ в. в социологии сложилось несколько
теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования
личности. Рассмотрим некоторые из них.
Психоаналитическая теория З.
Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд
(преимущественно биологического характера) и обществе как системе
запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности
включает три уровня (см. рис. 10). Нижний и верхний уровни "атакуют"
сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе
общественного развития верхний уровень (Super-Ego) постоянно
увеличивается, вследствие чего вся история человечества может быть
представлена как история нарастающего психоза.
Поведенческая
теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рассматривает личность как систему
реакций на различные стимулы. Основной вывод теории: чем выше стимул,
чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать
поощряемое поведение (17.8).
Деятельностная теория Л. Выготского
исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое
преследует свои цели, и чье поведение невозможно объяснить только с
точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории
основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности
(профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).
Наиболее популярной сегодня является
ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса (17.2; 17.7). Основные
понятия теории: 1) социальный статус (4.2); 2) социальная роль –
совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий
данный статус в социальной системе; 3) ролевое ожидание – мнение
общества относительно содержания данной роли; 4) ролевое исполнение –
фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль
отца, директор – роль директора и т.д.). Основная идея теории: каждый
человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли,
соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает
обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачетов
и экзаменов). Однако на практике нередко возникает ситуация, когда
человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое
ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу
социальный контроль (11.3), побуждающий человека вести себя в
соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в
обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или
повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)).
Нередко
мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые
противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает
ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности предлагают
несколько способов его преодоления: 1) рационализация ролей – скрытие
реальности конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон
желаемой, но недостижимой роли (роль удачливого бизнесмена связывается с
риском быть убитым киллером); 2) разделение ролей – временное изъятие
из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида (один и тот
же человек в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель,
дома – заботливый муж и отец); 3) регулирование ролей – осознанная
личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной
ответственности за последствия выполнения той или иной роли (я выполнял
приказ, следовал должностным инструкциям и т.д.).