Важной предпосылкой появления нового направления исследований стало
выдвижение на сцену мировой истории больших масс людей как активных
участников исторических процессов. Кризис биолого-натуралистического
направления в конце XIX в., привел к повышению интереса к роли
внутреннего мира человека.
Практически одновременно в Европе и США
появились социологические теории, искавшие элементарную частицу
социального поведения в психике индивида.
Л. Уорд первый президент
Американской социологической ассоциации, бывший участником Гражданской
войны в Америке, считал, что социальные силы – это те же психические
силы, которые действуют в коллективном состоянии человека. Социальные
процессы – это целевые действия людей.
Ф. Гиддингс (1855–1931) –
основатель первой кафедры социологии в США, в Колумбийском университете,
утверждал, что общество – это психическое явление, обусловленное
физическим процессом. Сама социология, по его мнению, это наука, которая
стремится понять общество в целом
К американской ветви
психологического направления в социологии примыкает появившийся позднее
символический интеракционизм – течение, акцентирующее внимание на
взаимодействии индивидов в обществе. Его появление прямо связано с
критической оценкой понимания взаимодействия отдельно взятых субъектов
как механистического.
Тоже органический, но названный так не из-за
сравнения с биологическим организмом, а от признания органического
единства личности и общества, подход развивал Ч. Х. Кули (1864–1929),
профессор Мичиганского университета. Социальное сознание индивида и
группы, по его мнению, так же нельзя противопоставить, как звук оркестра
и отдельного инструмента. Личность и общество – это лишь разные аспекты
изучения, а не разные сущности. Общество раскрывается индивиду в виде
социальных аспектов его собственной личности.
В Европе сильнейшим стимулом к развитию психологического направления стали массовые революционные выступления.
Г.
Лебон (1841–1931), французский социолог, определил современную ему
эпоху как эру «толпы». Всемирную известность ему принесла книга
«Психология толп» (именно «толп», а не «масс» – как в русском переводе).
По мнению Г. де Тарда (1843–1904), социальное – это просто
коллективное психическое. Ему принадлежат первые исследования роли
общественного мнения, средств массовой коммуникации и межличностного
общения – разговора.