Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимосвязи и
взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах,
обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование
качества трудовой жизни.
Социально-трудовые отношения
характеризуют как социально-экономические и психологические аспекты
названных взаимосвязей, так и правоотношения, отражающие проекцию
фактических социально-трудовых отношений на институциональный,
законодательный, нормотворческий уровень.
Система
социально-трудовых отношений имеет достаточно сложную структуру, которая
в условиях рыночной экономики включает следующие элементы
Одним из
субъектов социально-трудовых отношений является наемный работник -
гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем,
руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной
работы в соответствии со своими способностями, профессиональными
знаниями, квалификацией и т.д.
Защищают социально-трудовые интересы
наемных работников профессиональные союзы - массовые организации,
объединяющие наемных работников. Однако это не исключает возможность
существования других организационных форм объединения наемных
работников.
Работодатель - это человек, работающий самостоятельно и
постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель
может быть собственником средств производства или его представителем,
например: руководитель организации, не являясь ее собственником,
выступает в качестве работодателя.
Государство в системе
социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в
следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор
регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при
трудовых спорах.
Предметом коллективных социально-трудовых отношений
является кадровая политика, включающая весь спектр деятельности
организации по управлению персоналом.
Типы социально-трудовых
отношений характеризуют социально-психологические, этические и правовые
формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности.
Характеристика основных типов социально-трудовых отношений
Патернализм
--- Жесткая регламентация способов поведения субъектов
социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со
стороны государства или руководства организации
Социальное
партнерство --- Защита интересов субъектов социально-трудовых
отношений и их самореализация в политике согласования взаимных
приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения
конструктивного взаимодействия
Конкуренция --- Соперничество
субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия
реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере
Солидарность
--- Взаимная ответственность людей, основанная на единодушии и
общности их интересов, за перемены в системе социально-трудовых
отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в
социально-трудовой сфере
Субсидиарность --- Стремление человека к
личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои
действия при решении социально-трудовых проблем
Дискриминация ---
Произвольное, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых
отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства
возможностей на рынках труда
Конфликт --- Крайняя степень
выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых
отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, локаутов