Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе.
Все
социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые
предписываются индивиду обществом или группой независимо от его
способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими
собственными усилиями.
Существует широкий диапазон статусов:
предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические, религиозные и
кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.
Кроме
них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов.
Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника
демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и
т. д. Как правило, это временные состояния.
Хотя статусы вступают в
социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей),
они главным образом определяют содержание и характер социальных
отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в
соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с
пренебрежением относятся к бедным.
Социальная роль —
это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный
статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых
индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть
множество ролей.
В этом смысле статус и роль — это две стороны одного
феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и
обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и
обязанностей. Социальная роль состоит:
• из ролевого ожидания (экспектации) и
• исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Нормы
культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например,
человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным
нормам и законам, характерным для статуса данной роли. То, что приемлемо
для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким
образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и
методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения
ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится
частью общества.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли:
- фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
- общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
- поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
- обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
- совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Таким образом, социальная роль
трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление,
стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем
социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на
уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в
социальном опыте конкретного человека.
Виды социальных ролей
Виды
социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов
деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от
общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные
роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией
или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это
стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и
обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют
социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и
женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и
предполагающие специфические способы поведения, закрепленные
общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с
межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне
(лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
Основные
характеристики социальной роли выделены американским социологом
Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой
роли.
- По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
- По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
- По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
- По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.