Культура понимается как:
•
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых
человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
•
исторически определённый уровень развития общества и человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а
также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)
• общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)
• сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты) . Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей.
2.
Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой
- в пространстве и времени, по значению (например, черное
противоположно белому) , на основе причинной обусловленности ("пожалеть
розгу - испортить ребенка” ) . В нашем языке имеются слова, обозначающие
землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до
Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто
по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует
определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к
сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности.
Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым
человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям
(героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму) , и каждый
общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не
является.
4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют
поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Например, наша законодательная система включает множество законов,
запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы
отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности.
Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со
взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них
отражено наше стремление к защите личной собственности.
О том,
насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно
судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства
к существованию.
Каждое общество осуществило свой отбор
культурных форм. Каждое общество, с точки зрения другого, пренебрегает
главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные
ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на
поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным
пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом
аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология
соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную
культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека — и юность,
и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого
отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых
обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В
других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней
представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела
право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это
решительно запрещают.
Даже беглое соприкосновение с двумя или
несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и
Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные
мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные
понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие
черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.
Социологи
выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт,
украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы,
обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки,
язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на
погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные
виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из
факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные
особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в
результате уникального развития событий. На основе разных видов культур
возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но
главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.
В
обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется -
энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в
деятельности миссионеров, которые стремятся обратить "варваров” в свою
веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим
взглядам и обычаям.