Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Социальная динамика – изучает теорию социальных процессов.
Социальный процесс – изменение социального объекта в течении определенного времени: изменение в пространстве или модификация его количественных и качественных характеристик.
Социальный процесс может рассматриваться с т.з взаимодействий элементов системы, рассматриваемой в пр-ве и во времени.
Сущность соц процесса – изменение:
- в структуре элементов и подсистем;
- в отношениях между элементами
- в функциях элементов
- в границах систем
- в окружении системы
Т.е, все уровни изменений в процессе взаимодействия индивидов и всех групп.
Есть различные теории соц. процесса:
- в основе которых лежит критерий обратимости или необратимости соц. процесса(регресс, прогресс, круговорот)
- в основе лежит качественный сдвиг (эволюция, революция)
ТТР: во всемирной истории произошло 3 качественных сдвига (Тоффлер)
Время и название
|
Общество
|
Сфера деятельности
|
Мотив деятельности
|
Страта
|
Фактор производства
|
6.000 лет назад, аграрно-ремесленная р-я
|
Традиционное
|
Сельское хозяйство
|
Воспроизводство
|
Церковь и армия
|
Земля
|
18 век, промышленная р-я
|
Индустриальное
|
Обрабатывающая промышленность
|
Вознаграждение, экономическая выгода
|
Финансово-промышленные корпорации
|
Труд, сырье и капитал
|
Середина 20 века, научно-техническая р-я
|
Постиндустриальное
|
Наука
|
Экзистенциально личностная установка на труд
|
Университеты
|
Знание и информация
|
Культура (Кант) – только то, что служит благу человека и что предполагает его в качестве творца.
Культура – внутренняя (духовно-нравственное начало личности) и внешняя (культура умения)
Цивилизация – способ взаимодействия людей, орг-мый рынком, техникой, гос-вом, правом.
Культура (Сорокин) – совокупность ценностей, знаний и норм, которыми владеют взаимодействующие индивиды, и сумма индивидов, которые в процессе взаимодействия эти ценности, знания и нормы персонифицируют и объективируют.
Сущностные измерения культуры:
- рационально-упорядоченные умения
- ценности – духовные, общезначимые, исторически-сложившиеся основания человеческой жизни.
- смысложизненные (проблемы веры человека)
Социальные функции культуры:
- воспроизведение в пр-ве и во времени способов человеческой жизнедеятельности (традиции, обычаи, предания, ритуал)
- креативная – создание нового
- формирование личности
- культурная коллективная идентификация
- культурно-личностная идентификация
Есть 5 типов коллективной идентификации:
- традиционалист - воплощающий в себе норму.
- пришелец - человек, порвавший с родными корнями и не нашедший себя в новой культуре.
- изгнанник - человек, сохранивший ценности своей культуры в чужой культуре.
- манкурт - обделен культурной памятью
- маргинал - человек, находящийся на границе культур: вышел из одной, но не вошел в другую.
Есть 3 формы культуры, которые воспроизводятся:
- материальная (орудия и средства труда)
- духовная (религия, мораль, искусство)
- социальная (отношения)
Есть социальные институты, которые обеспечивают эту социальную культуру: церковь, семья, гос-во, экономика, обеспечивающие форму социальных взаимодействий.
Теория Данилевского.
Все развитие человечества представляет собой культурно-исторический тип (КИТ)
КИТ – целостный организм, обладающий единством и самодостаточностью.
4 основания: Экономика, Политика, Культура(Творчески-научная, эстетически-художественная, технически-практическая), Религия.
- Религия – деятельность, объемлющая собой отношение человека к Богу.
- Культура – деятельность, объемлющая собой отношение человека к внешнему миру
- Политика – деятельность, объемлющая собой отношение человека к власти
Экономика – деятельность, объемлющая отношение человека в процессе добычи и обработки предметов внешнего мира.
В процессе развития КИТ бывают:
- первичные (Египет, Китай, Вавилон, Иран, Индия)
- Одноосновные (еврейский, греческий, римский)
- Двухосновные (европейский)
- 4-хосновный (Россия: православие, менталитет, монархия, общественная собственность)
Теория Шпенглера.
Идея: есть 8 цивилизаций, которые определяют социальную динамику в мире. Цивилизация есть заключительная стадия развития культуры: египетская, индийская, китайская, вавилонская, Греко-римская, византийско-арабская, фаустовская, культура Майя. (русская под вопросом)
Теория Тойнби.
Идея: все цивилизации делятся на 2 типа: Восток и Запад.
Особенности:
Восток:
- господство прошлого над настоящим
- неразвит институт частной собственности
- централизация гос-ной власти
- личная форма зависимости
Запад: - рационализм (техническое превосходство)
- рыночная экономика, господство частной собственности
- гражданское общ-во
- автономная личность
Теория Ясперса
Идея: в 3 тыс до н.э в долинах великих рек рождаются 4 цивилизации: Китай (Хуанхэ, Янцзы), Индия( Инд, Ганг), Шумеры(Тибр, Евфрат), Египет(Нил)
Концепция Ясперса называется концепцией осевого времени (в 5-м веке до н.э рождение великих людей: Конфуция и Будды, определило новый принцип жизнедеятельности людей)
Китай (Конфуций), Индия(Будда), Шумеры, Египет
Китай, Индия, (Мухаммед), Греция -> 5 век
Китай, Индия, (Ислам), Византия-Рим
Китай, Индия, Россия-Европа
Европа -> Зап. Европа и Америка.
Дух капитализма (Вебер) – стремление к прибыли в рамках данной профессии.
личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социокультурных, волевых и моральных качеств.
Типы личности по Шпрангеру:
- теоретический (стремление к познанию)
- экономический (мотив – полезность)
- эстетический (самовыражение)
- политический (стремление к власти)
- социальный (жизнь ради другого человека)
- религиозный (поиск смысла жизни).
По Голланду:
- реалистический (способ реализации цели)
- исследовательский (познание)
- артистический (самореализация)
- социальный (соц. взаимодействия)
- предпринимательский
- конвенциональный (информация)
Я – концепция (Бернс). Содержит 3 составляющих.
- Когнитивная (знание человека о самом себе)
- Эмоциональная (то, как человек к себе относится)
- Поведенческая (поведение индивида в различных ситуациях)
Формула Самооценки (Джэмс) = успех / притязания.
Воля – психологическая характеристика, выраженная в стремлении человека достичь цель.
Когнитивная теория – логическое мышление развивается из практических операций путем интериоризации (перевод внешнего действия во внутреннее). Развитие мышления есть процесс усвоения общ-но экономически выработанных умственных действий и операций.
Социализация – процесс адаптации к социальной среде, достижение определенного уровня развития, при котором возможны сотрудничества с другими людьми, благодаря координации своей точки зрения и точки зрения других людей.
Культурно-историческая теория личности. Человеческие способности формируются в индивидуальном развитии в процессе присвоения индивидом культурно-исторического опыта предшествующих поколений.
Психоаналитическая школа.(Фрейд)
Психоанализ – методология исследования психики, которая включает 3 основных направления:
- анализ свободных ассоциаций
- анализ снов и толкование сновидений
- анализ непреднамеренных действий.
- «Ид» (оно) – бессознательные инстинкты, биологические по природе и психобиологические по проявлению
- (2 инстинкта: инстинкт жизни – Эрос, инстинкт смерти – Танатос).
- «Эго» (я) - рациональное начало, которое позволяет контролировать личность.
- «Супер-эго» (сверх я) – продукт культуры складывается из различных компонентов (нравственноть, религия, право…)
3 принципа:
- удовольствия – господствующий принцип регуляции психологической деятельности. В основе – изначально присущее человеку получение удовольствия.
- реальности – приведение бессознательного стремления в известное соответствие с реальностью.
- постоянства – поддерживает возбуждение на определенном уровне.
Принцип сублимации ( подчинение одного принципа другим) явл. причиной неврозов.
Типы культуры:
Идеационный тип: Главная идея: Всем пяти чувствам (зрению, слух, обоняние, осязание, вкус), Бог не представлен. Основная реальность есть Бог, тема – сверхчувственное (то, что человеку чувственно не представлено) царство Бога. Всё искусство пропитано религией. Политическая организация – теократическая, семья – священный религиозный союз; нормы, обычаи, образ жизни – всё диктуется религией. Стиль – Символизм. Аскетизм – отказ от чувственности. Основные произведения: 1. Музыка: хоры(Alleluia, Gloria Kyrie, Cleison, Credo, Agnus Dei, Mass, Requiem и т.д.); 2. Архитектура: храмы, церкви, соборы. 3. Живопись: иконы, храмовая роспись. Все произведения анонимны. Этапы господствования: 1. V – XII вв. (Средневековье) 2. VIII – VI вв. до н.э.
Чувственный тип: Объективная реальность и её смысл сенсорны. В искусстве – реальные пейзажи, человек, события, реальный портрет. Цель – доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, развлечение, увеселение. Стиль – «искусство ради искусства» (Искусство профессиональный художников). Живопись - "Чаша Вафио", пейзажи, портреты, карикатуры. Музыка – водевиль, оперетты. Театр – сатиры, комедии, голливудское шоу. Этапы господствования: 1. XVII – XXI вв. 2. III в. до н.э. - IV в. н.э. (Римская Империя)
Идеалистический тип: Частично чувственно, частично сверхчувственно. Герои то боги и мистические персонажи, то реальный человек, но в его благороднейшем проявлении. Стиль – реализм. Живопись – портреты, пейзажи ( приукрашивались даже положительные ценности реального мира). Литература – аллегорическая словесность. Музыка – Моцарт, Бетховен, Бах, Люли, Стамица. Этапы господствования: 1. XIII – XVI вв. (Возрождение Европы) 2. V – IV вв. до н.э. (Античная Греция, Парфенон)
Религии.
3 способа отношения человека к миру:
- Приспособление (конфуцианство, даосизм)
- Бегство (буддизм, индуизм)
- Овладение, подчинение (христианство, иудаизм)
Христианство.
Догматы:
1. Триединство (внутренняя жизнь божества есть личное отношение 3х лиц:
Отец (безначальное первоначало), Сын (смысловой принцип), Святой Дух (животворящее начало).
2. Боговоплощение.
(Иисус Христос совмещает в личности единства всю полноту божественной и человеческой природы).
7 таинств: крещение, причащение, исповедь, венчание, священство (возведение в сан), отпевание, миропокаяние.
Католицизм.
- Догмат «О непогрешимости Папы Римского» ( наместник Бога на Земле)
- Принцип индульгенции. (возможность искупить грехи за деньги).
Греховно-нравственные преступления: ложь, клевета, гнев, зависть, насилие, воровство, скупость, немилосердие.
Протестантство. (США, Норвегия, Голландия, GB)
Идеи:
- отказ от чувственной культуры (устранение таинств)
- внутренняя объединенность человека (повышено личностное понимание общения человека с Богом)
- идея избранности к спасению (избран тот, кто успешен в профессии)
Фромм.
Отчуждение – превращение продуктов человеческой деятельности и самой деятельности в самостоятельную, существующую независимо от них самих, силу, разрушающую создателя.
3 способа преодоления отчуждения:
- авторитаризм – тенденция соединения себя с чем-то внешним для обретения силы)
- «садизм» - самореализация путем уличения других людей
- «мазохизм» - унижение себя для достижения успеха.
- деструктивность – преодоление чувства собственной неполноценности, разрушая соц. ситуацию вокруг (нормы).
- конформизм – социально приспособление (потеря своего лица, изменение соц. повеления)
- позитивный (самореализация по системе потребностей)
Типы личностей:
- Непродуктивные.
- рецептивный (пассивность, доверчивость, сентиментальность, жизнь за счет других)
- эксплуатирующий (агрессивность, самонадеянность, эгоцентричность, склонность к соблазнению)
- рыночный (каждый торговец). Девиз: «Я такой, каким вы хотите меня видеть».
- Продуктивные.
|